Колонка обозревателя

Верность традициям

Все смешалось этой весной. Такого редкостного сочетания национальных праздников, которое пришлось на конец прошлой недели, не бывало давно. Будь жив Нострадамус, он бы уж истолковал это странное совпадение событий в одной точке. А нам, профанам в астрологии, остается только диву даваться - как все это разом сошлось.

Друг за другом нам выпали и рождение выдающегося деятеля мировой и отечественной истории Владимира Ильича Ленина, и православная Пасха. Тут же состоялся митинг коммунистов, уже третий за эту весну, - на этот раз посвященный Ильичу. И прошел, точнее, прокатился по стране могучей волной ленинский коммунистический субботник, посвященный то ли религиозным, то ли историческим торжествам, то ли - построению капитализма в отдельно взятой стране. Нацелен он был, естественно, на очередную очистку страны от мусора за счет бескорыстного энтузиазма населения.
Субботник, чье историческое происхождение и название нынешние его организаторы почему-то скромно замалчивают, оказался, похоже, самым значимым торжеством из всех трех. Во всяком случае, такое впечатление осталось не только у меня, но и у многих его непосредственных участников.
За день до того, в пятницу, я встретил на улице давнюю знакомую. Мы разговорились. И она спросила: а почему бы нам не написать в газете про рабский труд на субботниках? Честно говоря, поначалу я даже опешил. Прибрать мусор после зимы, потратить на это часа три-четыре - святое дело. Что тут такого? Опять же, вполне почтенная национальная традиция советского народа. Но когда в ходе разговора выяснилось, что "субботник" начался едва ли не сразу, как сошел снег, а на святой (и бесплатный) труд людей гоняют чуть не каждый божий день, я начал что-то понимать.
Потом ехал в автобусе. Рядом стояли две немолодые женщины. Судя по разговору - учителя. Одна из них тоже ехала с "субботника", хотя пока была все еще пятница. Она рассказывала своей наперснице, что у них уже прошел и средник, и четвергник. Тут уж я ощутил подлинный размах энтузиазма, который охватил всю нашу страну.
Даже в капиталистической Москве, мировой столице валютных миллионеров, субботник бушевал вовсю. Как поведал о том публицист Д. Быков: "В день ленинского, стало быть, рожденья нам вновь подарят это наслажденье - не различая чина и поста, свои родные подметать места, сажать кусты и стричь сухие ветки, как, помнится в десятой пятилетке… А чем субботник плох в конце концов? Он, в сущности, наследие отцов. Они когда-то, в бурю и морозы, отремонтировали паровозы, и Ленин поощрил крутых мужчин, сказав: "Великий, граждане, почин! Теперь Россию в землю не зароешь". Он коммунизма видел в том зародыш - в бесплатном созидательном труде, свободном от заботы о еде!"
Словом, речь шла отнюдь не о трех-четырех часах коммунистического энтузиазма по весенней уборке мусора. Тут был размах подлинного национального проекта. Конечно, остаются некоторые недоумения. Скажем: а что же делают наши коммунальные службы? А они в центре города, рядом с престижными домами и недалеко от администрации уже второй год как организовали великолепную свалку. Мусор на которую возит уже весь город. Эта городская свалка, расположенная в роще рядом с водозабором и четвертой школой, - великолепное наглядное пособие для уроков экологии.
Неизбежно, что без коммунистических субботников, средников, месячников, двухмесячников, а также лет и пятилеток, то есть без дармового труда школьников, студентов, учителей и прочего подневольного люда нашим управленцам и экономистам ни с мусором, ни с экономикой в стране не справиться. О себе и своих бесчисленных привилегиях заботиться научились, а вот о стране и о людях - все никак не могут.
Да и о чем можно говорить, когда президент управляет экономикой страны, используя очень уж своеобразную терминологию. Он требует, чтобы министры прекратили "жевать сопли", потому что ресурсы страны "шуруют туды-сюды", а реальных сдвигов в экономике "ни хрена не происходит". Честно говоря, при подобной элите откуда бы им и взяться?
Последние недели две я никак не мог застать одного приятеля. Звоню поздним вечером, спрашиваю: "А в выходные-то ты где пропадал?" - "Работал, - отвечает, - и в субботу, и в воскресенье". - "Так вам за это хоть что-нибудь платят?" Ответ можно и не цитировать. Естественно, что авральный труд до 8-9 часов вечера по будням, а заодно и в выходные дни никто не оплачивает. Приятель мой, кстати, достаточно регулярно работает без выходных. Трудится на голом энтузиазме, правда, не своем, а - на голом (т.е. без оплаты) энтузиазме начальства. И работает он не у частника, а в госучреждении. А зарплата у него не то чуть больше, не то чуть меньше двух тысяч. Как сказал все тот же Дима Быков: "Традициям починов мы верны: почти бесплатно пашет полстраны".
Словом, политическая элита нашей страны успешно родила "не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку" - капиталистический коммунизм с религиозным оттенком. И что удивительно, умудряются соблюдать верность всем традициям. Думаю, не случайно телеканалы показывают, как президент крестится в храмах. Глядишь, вскоре диктор за кадром начнет елейным голосом цитировать Евангелие от Матфея (6, 31): "не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или "что пить?" или "во что одеться?"" И действительно, а что говорить-то?

А. Куклин

№397(17) 26 апреля 2006

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама