Колонка обозревателя

Национальное достояние

В начале этого года гражданка США Мария Альтман отсудила у государства Австрии пять полотен Густава Климта. Для Австрии художник Густав Климт такая же знаковая фигура, как, скажем, Шишкин или Васнецов для России.

А началось все с того, что австрийцы решили восстановить юридическую справедливость, приняв в 1998 году закон о возвращении жертвам Второй мировой войны любой собственности, находящейся в музеях или галереях страны. Жертв оказалось много - к этому году уже пришлось вернуть 5 тысяч предметов искусства.
Но "Золотая Адель" Густава Климта - случай особый. Она давно стала культурным знаком страны и символом Бельведера (австрийский Эрмитаж). Честные австрийцы, исполнив долг по восстановлению исторической справедливости, попытались оставить полотна Климта у себя. Всей страной собирали деньги, чтобы выкупить у госпожи Альтман произведения художника. Но "жертва войны", начав со 150 миллионов, подняла цену до 300 миллионов долларов. Австрия вздохнула и рассталась со своим знаменитым, но уже бывшим культурным достоянием.
Юридический прецедент, созданный в Австрии, может привести к тому, что музеи многих стран мира лишатся немалой части своих шедевров - на вполне законных основаниях. Так, уже через две недели после решения о судьбе картин Климта завершилась еще одна аналогичная эпопея. Правительство Голландии после 10 лет судебных разбирательств решило вернуть жертвам холокоста, проживающим тоже в США, 200 шедевров европейских художников XVI и XVII веков, которые до этого хранились в 17 голландских музеях и правительственных зданиях.
Можно было бы, честно говоря, не обращать никакого внимания на все эти юридические коллизии с произведениями искусства и роскоши. В той же Европе, да и у нас в стране происходят события более значительные. Но вся беда в том, что истории с возвратом законным наследникам шедевров искусства непосредственно касаются коллекций крупнейших российских государственных музеев. Так, известный специалист в этой области Клеменс Туссен, адвокат и эксперт по искусству, напрямую говорит: "Если другие страны Европы начнут возвращать эту собственность, России придется последовать их примеру…"
Правда, у нас в стране пока не существует закона о реституции. Как пояснил глава Федерального агентства по культуре М. Швыдкой, "действительно, многое из того, что есть в русских музеях, формировалось из национализированного, из бывших частных коллекций. Это исторический факт, от этого никуда не уйти. Однако возвращение движимости и недвижимости прежним хозяевам, то есть реституция, означала бы для России еще одну национальную трагедию. Закона о реституции в России нет и не предвидится - таким образом, мы на сегодня защищены от любых претензий внутри России". Правда, как известно, после "сегодня" иногда может наступить еще и "завтра".
И при этом не совсем ясно, какая часть знаменитых собраний Эрмитажа, Третьяковки, Русского музея, музея им. А.С. Пушкина на самом деле принадлежит государству, а какая - является собственностью частных лиц. И не придется ли их все-таки возвращать? Судебных дел ведется достаточно много. Правда, без шума и публичности. А часть знаменитых шедевров искусства, тоже без лишней огласки, уже исчезли из экспозиций государственных музеев.
После революции, как известно, государство конфисковало огромное количество частных собраний и коллекций. А наследники остались. Дочь известного коллекционера С.И. Щукина, начиная с 1957 года, безуспешно пыталась вернуть наследие отца, которое, между прочим, составляет основу собрания импрессионистов и постимпрессионистов Пушкинского музея.
Другая часть известных шедевров конфискована не была, но и не приобреталась государством. Многие художники, коллекционеры или их наследники передавали произведения искусства музеям на временное хранение. И в последнее время все чаще начали вспоминать о принадлежащей им собственности. Так, в 2001 году потомки Валентина Серова забрали из Третьяковской галереи одно из самых знаменитых его полотен - "Похищение Европы". И продали частному коллекционеру.
Есть и еще одна группа произведений искусства - вывезенные из фашистской Германии после окончания войны. По официальным оценкам таковых в наших музеях около 200 тысяч. По неофициальным - в сотни раз больше. И вот как раз они попадают под юридический прецедент, созданный в этом году в Австрии. Дело в том, что вывезенные тогда из рейха в СССР произведения искусства, в свою очередь, были похищены нацистами из музеев или у частных лиц во время оккупации.
В 1999 году родственница венгерского барона Херцога, проживающая в США Марта Ниренберг, подала иск в один из судов Москвы с требованием вернуть ей 17 полотен из семейной коллекции. Верховный суд России подтвердил права истицы. Дело, правда, пока затягивается, но прецедент, между тем, создан. И как признает тот же М. Швыдкой: "Нам сегодня предъявляют претензии как цивилизованной стране, а цивилизованные страны не держат у себя вещей сомнительного происхождения".
Мы, провинциалы, редко бываем в знаменитых музеях страны. Но, боюсь, когда кто-нибудь из нас в очередной раз попадет в Эрмитаж или Третьяковку, он может не увидеть многое из того, что намеревался посмотреть. Ведь кто же знает, принадлежат ли государству "Рожь" И. Шишкина или "Три богатыря" В. Васнецова?

А. Куклин

№394(14) 5 апреля 2006

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама