Колонка обозревателя

Правый руль, интернет и народ

Как ни крути, а живем мы уже в XXI веке. И новые технологии проникают в нашу жизнь все шире. Всемирная паутина интернета опутывает планету, стирая любые границы и делая нас жителями одной большой деревни. Но, как и любой технический прогресс, телефонизация, компьютер и интернет, ставшие заурядной повседневностью, дают достаточно неожиданные и необычные социальные последствия. На необъятных просторах России они оказались эффективным средством в борьбе с чиновничьим произволом.
В прошлом году Правительство РФ предприняло попытку провести законодательный запрет на ввоз в страну и эксплуатацию автомобилей с правым рулем. И неожиданно для себя получило мощнейшую акцию протеста. Против намерений власти в мае 2005 года выступили, точнее, выехали тысячи владельцев "японок" в 44 регионах страны.
Акция проходила в форме автопробега. На дороги выезжали где сотни, а где и тысячи машин, обклеенных лозунгами и плакатами, на антеннах которых к тому же развевались оранжевые ленточки. Владельцы автомобилей с правым рулем, не нарушая никаких законов и правил дорожного движения, проезжали на медленной скорости по улицам городов, мимо административных зданий, а затем разъезжались по своим делам. В столице автолюбители на некоторое время даже заблокировали (по вине растерявшихся и запаниковавших гаишников) правительственное Рублевское шоссе.
Чиновничьи структуры и ГИБДД оказались в шоке. Власти не ожидали такого массового и хорошо организованного протеста, а гаишники и милиция ничего не могли поделать с участниками акции. Закона, который запрещал бы обклеивать машину лозунгами и плакатами, не существует, оранжевые ленточки на антеннах тоже не входят в число нарушений ПДД. А водители, выходя из машин, речей не произносили, мегафонами не пользовались, - они просто тусовались. Поэтому обвинить их в организации и проведении несанкционированных митингов оказалось невозможным.
В итоге правительство было вынуждено отказаться от запрета на автомобили с правым рулем. Но автолюбители на этом не остановились. Вслед за первой акцией последовали выступления против роста цен на бензин, завышенного транспортного налога, против повышения таможенных сборов за ввоз "японок" и против поправок в ПДД. И, наконец, организация движения в защиту Олега Щербинского, которого обвинили в гибели губернатора Алтайского края М. Евдокимова.
Власти оказались бессильными в попытках подавить протестные выступления автомобилистов. Первое из них, в мае прошлого года, была организована всего за четыре дня одним человеком и координировала слаженные действия тысяч людей на пространстве от Владивостока до Калининграда. Кроме масштабов и организованности, с которыми выступили защитники своих гражданских прав, властные структуры были шокированы невозможностью запретить или остановить протестные действия. Автолюбители не проводили никаких митингов, а, соответственно, не просили никаких разрешений на свои выступления, не унижались перед чиновниками. Правда, уже к следующим акциям протеста сотрудники ГИБДД оказались более подготовленными и предприняли собственные, знакомые любому человеку за рулем, меры противодействия.
Впрочем, угнаться за народной смекалкой им оказалось не по силам. Так, во время акции в защиту О. Щербинского "двое москвичей прикрепили на крыши своих машин детские ведра, красное и синее. Получились настоящие мигалки, издалека и не отличишь. Их останавливали на каждом посту, пытались оштрафовать или даже "изъять спецсигналы", однако вынуждены были отпускать. Действительно, до статьи о запрете использования детских ведер еще никто не додумался".
Менее чем за год стихийно возникшее движение протеста превратилось во всероссийскую неформальную организацию "Свобода выбора", которая занимается защитой гражданских прав. Автолюбители отстаивают не только свои законные интересы. Они собирали средства на лечение пострадавшим во время страшного пожара во Владивостоке, на лечение работнику ГИБДД, которого сбила в Москве высокопоставленная дама, помогают семье О. Щербинского.
Существует движение в сетевой форме, т.е. в пространстве интернета. Подобная организация позволяет избежать любых бюрократических препон. Общение в интернете и координация действий с его помощью не требуют регистрации со стороны чиновничьих структур: ни разрешить, ни запретить деятельность объединившихся автолюбителей власти не в состоянии.
На сайт "Свободы выбора" заходят различные люди. Кто просто любопытствует, кто присоединяется. Движение растет. Наверное, поэтому одним из популярных лозунгов сайта стала фраза: "Нас все больше, мы все злее". Во что выльется в дальнейшем новое гражданское движение, пока не ясно. Но очевидно, что отстаивание гражданских прав и свобод простых людей от бессильных правозащитных организаций и придуманных властями карманных "общественных палат" уже перешло в руки самого народа.
Как сказал новгородский политолог А. Маруденко, "сейчас все чаще можно услышать о противостоянии традиционных иерархических бюрократий и сетевых структур. И пример этого движения показывает, насколько эффективной может быть именно сетевая логика. Бюрократии очень сложно противостоять таким инициативам. Мир стремительно меняется, и будущее есть именно у движений, организованных по типу "Свободы выбора"".

А. Куклин

№391(11) 15 марта 2006

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама