Павел Дернов: жертва террора

116 лет назад, 1 октября 1894 г., священником и законоучителем Елабужского реального училища, а вскоре и женской гимназии стал отец Павел, в миру известный как Павел Александрович Дернов. Этот человек, вошедший в историю Елабуги как известный проповедник и миссионер, как глава Елабужского Братства Трезвости (основано в Елабуге в 1914 г.), принял мученическую смерть от большевиков в 1918 г. Свидетельство об этом любопытно рассмотреть с двух позиций — советской и постсоветской. Позиция первая представлена в книге «Здравствуй, Елабуга» (Казань, 1980 г.). В III части этой книги в главе «Под знаменем октября» рассказано об антибольшевистском выступлении, которое произошло в Елабуге в феврале 1918 г. В упомянутой книге мы читаем следующее: «4 и 5 февраля 1918 г. года мятежники, возглавляемые протоиереями Дерновым и Танаевским, а также купцами Стахеевыми, напали на здание исполкома, разгромили и разграбили склад с оружием. Исполком уездного Совета, не имея достаточных сил для отпора, вынужден был оставить Елабугу и временно выбыл в Токмашку». Это «временно» продлилось без малого 3 недели. «Вечером 24 февраля, — читаем далее — сарапульские и елабужские красногвардейцы вступили в Елабугу <…> Организатор мятежа протоиерей Дернов и три его сына были арестованы и расстреляны».

Читаешь эти строки в книге 30-летней давности — и воображение рисует жуткого главаря мятежа и его сыновей-душегубов… Реальность же была иной. Ночью 27 февраля 1918 г. протоиерей Дернов был арестован в своем доме красногвардейцами из отряда Колчина и расстрелян у мельницы за городом. Известно, что расстреляли священника в 5 часов утра и что его труп члены расстрельной команды хотели бросить в прорубь на р. Тойма. Однако крестьяне, ставшие свидетелями этого «желания», не позволили надругаться над телом священномученика.

Дочь о. Павла Варвара Дернова (профессор Алмаатинской консерватории) много позже отмечала в своих воспоминаниях «О папе и маме» (опубликованы в «Сборнике материалов и статей памяти В. П. Дерновой», Алма-Ата, 1992 г.) следующее: «Есть предположение, что его не расстреляли, а закололи штыками. Во всяком случае, у него была одна огнестрельная рана на лице навылет со щеки на щеку. То ли удостоверялись, жив или умер, то ли добивали».

Причиной для ареста и расстрела протоиерея стала его гневная проповедь в адрес осатаневших большевиков. По сути о. Павел повторил слова воззвания Патриарха Московского и всея России Тихона (1865–1925), сказанные в январе 1918 г.: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной». Утром 28 февраля сыновья о. Павла Борис (20 лет), Григорий (18 лет) и Семен (17 лет) пошли к красногвардейцам узнать о судьбе арестованного отца. Узнав, что отец их расстрелян, сыновья в отчаянии назвали красногвардейцев «душегубами». Этого было достаточно, чтобы юношей расстреляли без суда и следствия под дамбой у построенной в 1903 г. Федором Стахеевым электростанции. В этом контексте показательно заявление 1919 г. уполномоченного Москвы в г. Кунгур Пермского края чекиста Гольдина: «Для расстрела не нужно ни допросов, ни доказательств. Находим нужным — и расстреливаем. Вот и все!»

Варвара Дернова в указанных выше воспоминаниях о расстреле своих братьев свидетельствует следующее: «Их расстреливали, по-видимому, спешно, пришлось добивать. У Бори было избито лицо, его добивали по голове. <Гришу> застрелили разрывной пулей в затылок и разлохматили весь низ лица…».

Семен, которому за неделю до этого исполнилось 17 лет, тоже был убит разрывной пулей, но когда всех четверых Дерновых — отца и трех его сыновей — положили на стол перед похоронами, «лицо его было единственное из всех четверых цело и спокойно». Похоронили последнего настоятеля елабужского Спасского собора и его сыновей на Троицком кладбище, где в свое время были захоронены самые известные люди Елабуги: кавалерист-девица Надежда Дурова, изрядно потрудившийся на благо процветания города Иван Васильевич Шишкин, члены купеческих семей-благотворителей Черновых, Стахеевых, Гирбасовых…

13 апреля (31 марта по ст. ст.) 1918 г. Патриарх Тихон молился на литургии в память всех за веру и Церковь Православную убиенных в том числе и об о. Павле. Павел Дернов и его сыновья стали не только первыми новомучениками Вятской земли (Елабуга в это время была в составе Вятской губернии), но одними из первых российских новомучеников XX века. В 1981 г. о. Павел и его сыновья были прославлены Русской Православной Церковью за границей в Соборе новомучеников и исповедников российских. 30 сентября 2010 г. на Троицком кладбище торжественно был открыт надгробный памятник елабужскому Священномученику Павлу Дернову и его сыновьям — Борису, Григорию и Семену. Открытие памятника стало возможным благодаря стараниям внучки Павла Дернова Анны Филипповой, проживающей в Санкт-Петербурге и впервые посетившей Елабугу в 2008 г.

К сожалению, стоит признать, что сегодня елабужанам мало что известно об о. Павле. В связи с этим уместна краткая биографическая справка об этом удивительном человеке. Павел Дернов родился 12 января 1870 г. в многодетной семье (12 детей) протоиерея Александра Афанасьевича Дернова в с. Пиштани Яранского уезда. В 1894 г. Павел Дернов окончил Казанскую Духовную Академию (Миссионерские курсы) и со степенью кандидата богословия в этом же году приехал в Елабугу. В Елабуге о. Павел женился на дочери протодиакона Спасского собора Аркадия Лаженицына Анне (1873(?) г. р.). Помимо того что о. Павел принимал самое деятельное участие в работе Елабужского Братства Трезвости, он вплоть до 1914 г. (тогда из-за начавшейся войны лекарства очень сильно выросли в цене) бесплатно лечил крестьян гомеопатическими средствами. В Елабуге в женской гимназии о. Павел читал курс русской литературы, в 1899 г., когда отмечалось столетие «Солнца русской поэзии» А. С. Пушкина, он отслужил в Елабужском реальном училище заупокойную литургию и панихиду по Поэту. Примечательно, что П. Дернов написал и в 1903 г. в Елабуге в печатне И. Н. Кибардина издал «Историческую записку о состоянии Елабужского реального училища за 25 лет его существования (1878–1903 гг.)». Эта «Записка» была сделана по поручению педагогического совета училища, и сегодня она, ставшая раритетом, является для елабужских краеведов источником ценнейшей информации по истории основания училища и жизни Елабуги того периода. «Человека уже нет, — говорят в народе, — а Память о нем и его добрых делах живет!» Эта простая народная мудрость как нельзя лучше подходит и к о. Павлу.

А. Иванов,

заведующий информационным центром ЕГМЗ

№629(40) 6 октября 2010

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама