Колонка обозревателя

Человеческое, слишком человеческое

Религиозная тематика как предмет публичного разговора - сфера до крайности опасная. Тут шаг влево, шаг вправо - не то, что расстрел, в клочья порвут. Во всех смертных грехах обвинят. Странная, надо сказать, сложилась ситуация. Есть православные, есть мусульмане, иудеи, множество протестантских деноминаций плюс огромный набор современных экзотических сект. Все эти религии существуют в обществе, а верующие люди живут и трудятся рядом с нами. Но происходит это словно в параллельном мире или в виртуальном пространстве.
Вроде бы вера в Бога, запрет с которой снят не так уж и давно, есть, традиционные религии существуют и возрождаются. А, с другой стороны, их словно бы и нет. За истекшие годы религиозного "возрождения" при всем желании очень трудно ощутить положительное присутствие различных вероисповеданий в нашей жизни. Зато напряжение, порождаемое религиозными (чаще, конечно, псевдорелигиозными) конфликтами, претензиями, скандалами ощутимо вполне реально. Словом, ни примирения, ни покаяния, ни положительного стимула для обустройства общества за прошедшие почти четверть века религии нам не принесли. А вот хаоса добавили. То мы были красные и белые, а то теперь еще и на все цвета радуги поделились.
Однако ведем себя при этом как типичные большевики. Лупим истиной, - естественно, при этом самой истинной истиной, свыше полученной и санкционированной, - по головам глупцов (неверующих) и врагов страны (иноверцев), словно кувалдой. Словом, после 70 лет большевизма вера для нас стала всего лишь суррогатом идеологии и знаменем не то политической, не то этнической принадлежности.
Недавно атеисты (это тоже вероисповедание, только протестное) усмотрели попрание своих прав в словах гимна РФ "хранимая Богом родная земля". И, конечно же, предъявили претензии: потребовали убрать Бога из гимна.
Вслед за ними глава Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов призвал российское правительство "убрать из герба страны православную символику" как оскорбительную для иноверцев. Выступал Н. Аширов не только как мусульманин, но и как правозащитник, от имени всех неправославных.
Положим, имперский герб, наследник Рима и Византии, как государственный символ демократической России, которая еще не так давно была тоталитарным СССР, у кого угодно может вызвать недоумение. Но оскорбляет ли он хоть кого-то в религиозном смысле? Сомнительно.
Словом, обычные игры. Захотелось чиновнику от религии напомнить публично о своем существовании, подать заявку на участие в политических играх, - напомнил, подал. Пустил пробный шар. Правда, с месяц назад был еще один схожий пробный шар: предлагалось формировать правительство не по партийным, а по религиозным квотам. И на пост вице-премьера, например, ставить непременно мусульманина.
У других исповеданий другие игры. В Брянске решили построить кафедральный собор. Владыка Феофилакт заявил: "Собор будет стоить около трех миллионов долларов". В. Мешалкин, председатель правления московского "Энергобанка" и основной спонсор строительства, уточнил: "Мы уже выделили восемь миллионов". Куда успела испариться разница в 5 миллионов долларов - неведомо. Но при этом под предлогом сбора пожертвований на строительство служители культа активно шкурят брянское население. Недавно даже судили показательным товарищеским судом заместителя главврача одной из городских больниц за то, что пожертвовал на дело божье слишком мало - всего тысячу рублей дал.
Странно все это как-то. И от Бога очень уж далеко. По-настоящему верующий человек использовать собственное вероисповедание и положение в политических играх или выбивании денег никогда не будет. Кто заботится о чистоте своей души и помыслов, о праведности своих поступков и сторонится греха, кому открыта божественность мироздания, вряд ли сознательно пожелает вываляться в грязи. Побрезгует. У людей верующих есть собственные методы достижения поставленных целей - молитва и упование на волю Божью.
А в общественном плане, если речь идет о действительно верующих людях, христиане они или мусульмане, нормально было бы ожидать, что религиозные общины станут помогать сирым и убогим, заботиться о несчастных, выполнять роль посредников и защитников народа перед лицом власть имущих. То есть делать то, что сейчас пытаются делать волонтеры, службы "телефона доверия", и то, что должны бы делать народные депутаты.
Однако на деле в повседневной жизни народа все эти крупные и мелкие, традиционные и нетрадиционные вероисповедания отсутствуют напрочь. Как действенного фактора стабилизации общества их просто не существует. Они никому не помогают и никого не защищают. Такое чувство, что верующие закрылись от общества и других людей в своих храмах, словно за крепостными стенами. Фактически религии стали просто одной из форм бегства от действительности. А для кого-то еще и удобной платформой для политического и финансового шантажа.
В заключение хотел бы уточнить, что сказанное выше относится не к простым и искренне верующим людям, а к религиозному "начальству", чиновникам от вероисповеданий, которым очень хочется стать политическим фактором в жизни страны. Вот уж тогда они нас и к Богу приведут и десятиной обложат: только успевай карманы выворачивать.
И как тут не вспомнить пушкинского Балду или Ходжу Насреддина?

А. Куклин

№378(50) 14 декабря 2005

Комментарии


Ты бы *Цензура* людям зарплату дал

евгений 20 июля 2014 в 18:09

  • Поиск

  • Реклама