Шепот

Бывает, что к психологу обращаются с таким вопросом: «Как ненавязчиво дать понять человеку (коллеге по работе, другу, товарищу, приятелю…), что он живет мелкими, банальными и примитивными интересами, мыслями и желаниями?..» Психологу задают множество вопросов в надежде получить четкие рекомендации. Бывает, что он дает их… Психолог не в силах изменить то, что может изменить сам человек, а вот помочь посмотреть на вещи иным взглядом — в силах психолога. По этому поводу байка недели.

Это было давно… У одного Мудреца была своя небольшая школа: всего-то 30 учеников в возрасте 30–40 лет. И все они называли Мудреца не иначе как Учитель. Однажды один из учеников пришел к Учителю.

«Не сочтите то, что я скажу, за жалобу, — тихо произнес ученик, — но меня презирают все мои соученики. Их презрение делает мою жизнь невыносимой. Я устал от этого и очень-очень хочу прекратить это. Но, возможно, их презрение — часть нашего обучения Мудрости. Я устал и запутался. Если ты, Учитель, прикажешь мне выносить их презрение и дальше, я сделаю это и не буду роптать».

Мудрец внимательно выслушал своего ученика и сказал: «То, о чем ты говоришь мне, легко исправить. Завтра во время занятия по развитию навыков уверенности в себе ты тихонько подойди ко мне и прошепчи что-нибудь на ухо. Что ты прошепчешь — неважно, пусть это будет просто набор слов. А я прошепчу тебе что-нибудь в ответ. И посмотрим, что из всего этого получится».

На следующий день ученик сделал все, как и просил Учитель, и произошло чудо. Всеми презираемый ученик вмиг стал самым уважаемым после Учителя, ведь никому более не было позволено шептаться с Учителем во время занятий и упражнений. Все пытались узнать, о чем же шептались ученик и Учитель. Но время показало, что узнать об этом можно только одним способом — открыто спросить об этом самого Учителя. И через некоторое время ученики обратились к Мудрецу: «Уважаемый Учитель, а позволено ли и нам слышать то, что ты шепчешь своему любимчику? Мы считаем, что мы не хуже его в учебе, а во многом даже и более успешны, мы более прилежны и послушны, но ты шепчешься только с ним».

Учитель внимательно посмотрел на своих учеников, жестом пригласил к себе того, кого стали именовать «любимчиком». «Я не против того, чтобы вы услышали то, о чем мы шепчемся», — сказал Мудрец. «Сможешь ли ты запрячь выпученные глаза?» — обратился Учитель к «любимчику». «Да, — прозвучало в ответ, — могу!». «Хорошо», — улыбнувшись, произнес Учитель. Далее ученики услышали следующее:

— А скажи, что ты заработал?

— Десять.

— И что ты потерял?

— Пять.

— Что случилось с 32-мя?

— 29 дома.

«Хорошо, — сказал Учитель, — больше мне не о чем тебя спросить». Все услышанное привело учеников в полное замешательство. По окончании урока они долго спорили о сути того, что они услышали. Вариантов расшифровки диалога Учителя и «любимчика» было много, но ни один в полной мере не устраивал никого. Тогда ученики решили обратиться к «любимчику» Учителя за объяснениями. Узнав, что к чему, «любимчик» сказал: «Все проще простого! Учитель хотел показать вам, насколько вы подвержены поверхностным вещам, и именно поэтому он прошептал мне на ухо несколько абсолютно бессмысленных фраз. Вы, увидев это шептание, но не услышав слов, решили, что это знак особого внимания, и стали относиться ко мне иначе».

«А что значил ваш зашифрованный разговор? — не скрывая удивления и раздражения, спросили ученики.

«А вот этот разговор вас уже не касался. Я заработал десять золотых и «потерял» пять на обучение сына». «А цифра 32 — наверняка она означает число каких-то важных людей? «Нет, что вы, — улыбнулся «любимчик». — 32 — это количество зубов человека. Их осталось 29, так что можно сказать, что они «дома». «Вроде все понятно, — загудели ученики, — но здесь есть явно какой-то подвох. Скажи нам, а в чем смысл первого вопроса?»

«И это тоже проще простого, — ответил ученик, — но я вам дам ответ на этот вопрос, только если вы мне дадите один золотой».

Как только «любимчик» получил монету, он сказал: «Выпученные глаза — это ваши глаза: они выпучены от жадности. Я «запрягаю» их при помощи любопытства, ибо это именно то, чем управляются тривиальные умы. Поймите и помните: алчность и в материальном, и в духовном мире ведет к банальным удовольствиям. Алчность не дает вам развиваться, а развеять ее можно, лишь показав вам, насколько тривиальны, банальны и примитивны ваши мысли».

А. Иванов, психолог ЦСОН «Доверие»

№623(34) 25 августа 2010

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама