Предупреждать, а не наказывать

Тут вот какая случилась история. По дороге из Оренбурга в Орск на самом подъезде к городу стоит знак «обгон запрещен». Обычное дело для наших узких двухсторонних автотрасс. Этот знак вообще можно ставить на всем протяжении российских дорог. Но тогда наш автомобильный трафик сильно замедлится, а то и вовсе встанет. Поэтому такой знак ставят только на наиболее опасных участках, таких как, например, перед Орском.

В зоне запрещенного обгона, разумеется, часто дежурят оренбургские гаишники. Это тоже вполне обычное дело. За превышение скорости и обгоны у нас предусмотрены серьезные штрафы, поэтому за этими участками инспекторы ГИБДД наблюдают с повышенным вниманием. Естественно, многие водители нарушают правила. Одни это делают, зазевавшись и не заметив знака, другие, заведомо зная, но понадеявшись, что не заметят его опасного маневра. И те и другие перед законом одинаково виновны. Только вот вторые вроде как виновнее. Как их отделить, не нарушая закона? Надо просто их получше информировать. Например, продублировать несколько раз запрещающий знак. Или как сделали в Орске — начертить сплошную линию. Каждый водитель знает, что ее пересекать нельзя. Догадываетесь, что потом случилось? Правильно. Количество нарушений на этом участке резко снизилось, что говорит об общей дисциплинированности. То есть злостных нарушителей у нас гораздо меньше, чем законопослушных водителей. Вполне, казалось бы, отрадный факт.

Но самое интересное случилось потом. Кто-то, воспользовавшись баллончиком с темной краской, закрасил штрихами сплошную линию, то есть сделал из нее прерывистую. Такая разметка допускает обгон. И дела у оренбургских гаишников сразу пошли в гору. Стали они жить-поживать да добра наживать.

Мы, конечно же, не знаем, кто это закрасил линию. Но можем смутно догадываться. Догадываться по принципу «ищи кому это выгодно». То есть гаишникам. Но опять-таки прямых доказательств, что это сделали дорожные инспекторы, у нас нет. И вот что характерно. Прочтя про этот случай, я поймал себя на мысли, что ничего здесь удивительного нет. Ситуация, когда гаишники пытаются подловить водителей, вполне обыденна. Интересен только сам способ. Так сказать, полет творческой мысли. И еще сама картина очень смешная. Представляете, посреди дороги ползет гаишник… Точнее, неизвестный злоумышленник в форме гаишника и старательно закрашивает разметку на асфальте. Нет, вы только представьте! Это же аттракцион невиданной жадности!

«Основная претензия к сотрудникам ГИБДД в том, что они не стремятся предупреждать правонарушения, а стараются наказывать за уже совершенные действия». Это наш Президент так сказал. Ровно год назад, 6 августа. Золотые слова! Можно отливать в бронзе. Ему вторит милицейское начальство. Да, мол, основная задача — не наказывать водителей, а предупреждать нарушение. Сам генеральный прокурор подвергает резкой критике работу ГИБДД. Знаете, что он говорит? «Инспекция занимается пресечением административных правонарушений в ущерб их профилактике… Это приводит к искусственному наращиванию статистических показателей и коррупции». Глава ГИБДД Татарстана развил эту тему еще дальше, предложив водителям обзавестись радар-детекторами — чтобы не попадаться на нарушении. То есть по сути он тоже на первое место ставит профилактику, а не штрафы.

Звучит это все замечательно, но если представить, как это будет выглядеть в жизни, то получится еще смешнее, чем та картина с замазывающим сплошную полосу оренбургским гаишником.

Скажем, случилось в стране чудо, и мудрыми словами Президента враз прониклась вся дорожная милиция. Прямо до самого сердца. И вот мы едем в этот славный день по автотрассе, видим знак ограничения «50». Где обычно стоял экипаж ДПС? Вдалеке, после знака. А теперь стоит перед ним. Станете вы на этом участке превышать скорость? Вряд ли. Проедете по правилам. То есть свою функцию инспектор выполнил в полном соответствии с пожеланиями Президента. Предупредил нарушение и не оштрафовал.

Или поставили в городе новый знак. Пусть будет «кирпич». Обычно водители в своем городе знают наизусть все знаки. На новые не всегда обращают внимание. Тут бы их и подловить! Ан нет. Перед самым знаком стоит сержант с палочкой и разворачивает зазевавшихся водителей назад. Нельзя тут теперь ездить, товарищ водитель, видите, знак повесили?

Ну или совсем уж фантастическая картина. Рано утром на выезде с автостоянки стоит инспектор с алкотестером и всех проверяет на «свежесть дыхания». И стоит он так не для того, чтобы поймать и лишить прав, а для того, чтобы… не допустить выезда в город нетрезвого водителя. Покажет прибор алкоголь, а милиционер вежливо и строго говорит водителю: «У вас алкоголь еще не выветрился, нельзя вам пока в город выезжать. Возьмете машину попозже».

Последний эпизод я, кстати, не придумал. В Стокгольме таким образом встречают машины, прибывшие паромом. Скандинавы не дураки выпить. Паром идет из Хельсинки целую ночь. И, надо думать, не всем удается к утру быть в соответствующей норме. Вот там их на выезде и берут тепленьких, отправляют в специальный отстойник. Посидишь пару часиков, можешь попытаться выехать. Не пройдешь тест — назад в отстойник.

Не знаю, как и почему у них получается такая благостная картина, но она у нас не может быть в принципе, что бы там ни говорили на самых верхах. Не потому, что Россия и пресловутый менталитет, на который списывают все наши беды. Все гораздо проще. Предупреждение, в отличие от штрафа, на бутерброд не намажешь… То есть хотел сказать, предупреждения в протокол не запишешь. А значит, отчета о проделанной работе нет. Где инспектор был? Стоял и «предупреждал нарушения»? Но это, простите, уже будет не работа в нашем понимании, а какая-то волонтерская деятельность.

Р. Шайфутдинов

№620(31) 4 августа 2010

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама