О главном

Кто в ответе за то, в кого превращаются наши дети?

Недавно, во время прогулки с собакой, мне довелось наблюдать такую картину. Трое подростков буквально запинывали мальчишку, лежащего в придорожной пыли. Когда я, полная негодования, приблизилась к ним, ребята с довольной улыбкой попросили не волноваться. А недавно валявшийся на дороге "пострадавший" добавил, что на самом деле никаких побоев не было. Просто дети решили проверить, отреагируют ли взрослые на подобное безобразие. Прочитав нотацию организаторам "розыгрыша", отправилась дальше. И буквально через 10 минут столкнулась с возмущённой парой: мужчина и женщина никак не могли успокоиться после устроенной ребятами проверки.
Увидев такое, невольно начинаешь задумываться - почему дети, живущие во вроде бы нормальном, цивилизованном обществе, используют подобные уловки? А может, им живётся намного сложнее, чем мы, взрослые, привыкли думать? Ведь человеческое поведение обусловлено определёнными обстоятельствами. И раз ребята пытаются узнать, придут ли им на помощь в сложной ситуации случайные прохожие, значит, на это есть причины. К сожалению, достаточно часто неутешительные мысли находят подтверждение в реальной жизни. Так произошло и со мной. На днях в редакцию "ВЕ" обратилась женщина, ставшая невольной участницей выяснения отношений между детьми, и поведала такую историю.

Я не знаю, как ему помочь…

"Весной этого года я сменила место работы. И практически сразу из окон помещения, в котором нахожусь, заметила, как стайка ребят избивает мальчика. Больше всего меня поразила жестокость девятилетних детей: пока я выбегала на улицу, они успели оплевать свою жертву и перешли к поочерёдному отрабатыванию ударов ногами. К моему приходу малыш был распят у стенки, а мучители с разбегу пинали его куда придётся.
Этих бесшабашных малолеток я разгоняла дважды. И оба раза Вадим (имя изменено) даже не пытался сопротивляться - зачем, если всё равно побьют? Не подчинишься, будет ещё хуже.
Летом, во время каникул, никого из участников побоев не было видно. Издевательства над ребёнком возобновились в сентябре, с началом учебного года. Причём поведение ребят изменилось в худшую сторону. Просто отогнать их от жертвы, как это бывало раньше, у меня не получилось. И даже после того, как мы с Вадимом зашли в помещение, обозлённые подростки продолжали выкрикивать под окнами "Мы всё равно его будем бить!"
Понимая, что пускать дело на самотёк просто недопустимо, постаралась получить как можно больше информации от замученного ребёнка. Оказалось, что эти издевательства ему приходится терпеть постоянно. Ни родители, ни школьные преподаватели не знают о происходящем. Почему? По мнению ребёнка, если пожаловаться, всё равно никто не поможет, а ему достанется ещё больше.
После этих откровений первой мыслью было пойти в школу и поговорить с классным руководителем о происходящем. Но опять-таки остановил страх: а вдруг на самом деле мальчику будет только хуже? Что если ответственные за это люди побоятся поднимать шум (ведь их косвенная вина тоже есть), и Вадим превратится в изгоя среди сверстников?"

Действительно, человеку, столкнувшемуся с подобным, есть над чем задуматься. А мы в свою очередь обращаемся за помощью к тем организациям, которые действительно могут оказать необходимую ребёнку поддержку. У Елены Михайловны есть вся необходимая информация: место учёбы мальчика, номер класса, в котором он учится, имена и фамилии обидчиков. Номер её телефона можно узнать в редакции "ВЕ".

Не надо рубить с плеча

Не секрет, что вмешательством взрослых в отношения ребят можно многое исправить. Главная помеха - страх ребёнка поделиться бедой. Вдруг родители не поймут и осудят? А если даже поймут, то что они в своём не юном возрасте могут сделать? В результате ситуация, которую поначалу легко исправить, затягивается и превращается в трудноразрешимую. Однако если взрослые, пытаясь помочь, будут действовать "напролом", желаемого эффекта они вряд ли добьются. Чтобы этого не произошло, можно использовать рекомендации сотрудников Елабужского Центра социально-психологической помощи.
Унижением более слабых дети закрепляют собственное превосходство и полное бессилие противников. В случае выяснения отношений ребёнок не должен идти на поводу диктующих условия "игры". Для этого необходимо использовать все имеющиеся способы, поддержку родственников и друзей. И ещё. Те, кто когда-то подвергался насилию, утверждают - необходимо давать отпор. Даже если сила на стороне обидчиков и при сопротивлении неизбежно её применение, в дальнейшем "жертву" оставляют в покое. А порой даже начинают уважать.
Родители могут обнаружить неладное по физическим признакам (синяки, испачканная, разодранная одежда и т.п.). Если ребёнок не хочет выходить из дома, придумывает причины не пойти в школу - значит, с ним что-то происходит. Раскроется ли он перед родителями, зависит от семейных отношений, ведь дети в подобных ситуациях испытывают страх, стыд и ещё целую гамму чувств. Установлено, что обычно подвергаются насилию ребята, воспитанные в жёсткой обстановке, привыкшие подчиняться чужой воле. Поэтому родители должны проанализировать причины возникновения ситуации и совместно с ребёнком искать выход. Одна из рекомендаций - отдать его в спортивную секцию. Спорт закаляет характер, появляются новые навыки и знакомства.
Школьные преподаватели замечают, что с ребёнком не всё в порядке, "благодаря" пропускам уроков и отношениям между детьми (полностью скрывать свои чувства ребята обычно не умеют). В силу своего положения учитель может сделать очень многое. Даже обычное собрание детей и родителей для совместного обсуждения различных проблем (насилие, конфликты и их разрешение, дружба и т.п.) сближает, вызывает на откровенность. Для преодоления пропасти между конфликтующими сторонами можно поставить задачу, которая решается только совместно. Ещё один способ - привлечение специалистов. В Центре психологической помощи есть специально разработанные программы, например, по предупреждению насилия в школе. Применение программы предусмотрено Министерством образования РТ и охватывает всех, начиная с директора и заканчивая работниками столовой.
Что касается случайных прохожих, заметивших детский конфликт, главное - не быть равнодушными. Тем более что в стрессовой ситуации ребёнок может поделиться тем, о чём в обычной обстановке никогда не расскажет. В целом проблема детского насилия не решается быстро. Только совместными усилиями взрослые могут что-то исправить.

В детских "разборках" победителей не бывает

Ещё одним способом вмешательства в конфликт является обращение в Отдел по делам несовершеннолетних (тел. 4-94-39). Сделать это могут родители, педагоги, случайные свидетели детских конфликтов и сами ребята. При этом нельзя забывать, что помощь загнанному в угол ребёнку - только одна сторона медали. Если вовремя не остановить его обидчиков, глумящихся над более слабым, из них вырастут монстры. А это ни к чему хорошему не приведёт. Поэтому родители, которые не хотят в недалёком будущем увидеть собственных детей за решёткой, должны действовать своевременно. Иначе "благодаря" полной безнаказанности зло, промелькнувшее сегодня, будет расти в геометрической прогрессии.
Сотрудники Елабужского ОДН сталкиваются с разными детьми. Сегодня на учёте состоит 349 ребят. Примечательно, что только 147 из них являются выходцами из неблагополучных семей. Об остальных с первого взгляда ничего плохого даже не подумаешь. Самый младший из подопечных Отдела ещё посещает детский сад.
Во время работы с подростками, уличёнными в кражах,
хищениях, потасовках, употреблении токсических веществ и других проступках, используются всевозможные методы воздействия - от кинолекториев до привлечения ребят к спортивным занятиям. И, естественно, осуществляется определённое наблюдение за их жизнедеятельностью. Главное, чтобы эти целенаправленные действия помогали оградить от издевательств одних и направить в нужное русло других.
Материалы подготовила

В. Сергеева

№368(40) 5 октября 2005

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама