О главном

Вся власть — ... ?

"Самоуправление" - как его видят авторы муниципальной реформы

Советы народных депутатов уже давно стали, как когда-то земства, пятым колесом в телеге государственного управления. В последние годы их существование было практически формальным. Но желание сохранить самоуправление как признак демократического государства, в котором и кухарка имеет доступ к власти, не позволяло ликвидировать советы.
И вот теперь им вроде бы найдена альтернатива - муниципалитеты. Гораздо меньшие по количеству депутатов, они (по идее) должны стать гораздо мобильнее, активнее и эффективнее советов. Должны располагать большими реальными возможностями. Но - главное! - по-прежнему создавать иллюзию доступности власти.

Исполкомы возвращаются


Итак, схема управления по задумке реформаторов. Структуру органов местного самоуправления (МСУ) составят:
- главамуниципального образования (МО);
- представительный орган МО;
- администрация МО;
- контрольный орган МО и т.д.
16 октября мы будем избирать депутатов представительного органа. Число депутатов в нем варьируется в зависимости от численности населения. Поскольку Елабуга относится к МО, в которых проживает 30 тыс. - 100 тыс. человек, то у нас новый орган будет состоять из 20 депутатов.
Затем они из своего числа выберут главу (кто им будет в Елабуге, сомневаться не приходится). Но сначала будет разыграна традиционно-обрядовая фишка: до избрания главы заседания будет открывать и вести старейший по возрасту депутат. Увы, его "эпоха правления" будет весьма недолгой.
Глава является высшим должностным лицом; устав наделяет его собственными полномочиями. Он же является председателем представительного органа.
Администрации (исполнительному комитету) предназначена роль исполнительно-распорядительной структуры. Кстати, первоначально предполагалось, что глава МО будет иметь право выбора: возглавлять представительный орган или администрацию (совмещать эти должности пока запрещено). Поскольку выбор этот однозначно в пользу первого, такое положение было узаконено.
Чтобы не путать одного главу с другим, администрацию теперь будет возглавлять "руководитель исполнительного комитета МО". Соискатели должны участвовать в конкурсе, а с победителем глава заключит контракт.

Чужие здесь не ходят


Главный вопрос любого преобразования - вопрос о власти. Новый представительный орган наделен ею в полной мере. В его исключительной компетенции находятся:
- принятие устава;
- утверждение местного бюджета;
- установление, изменение и отмена местных налогов;
- распоряжение муниципальным имуществом;
- решение вопросов, связанных с деятельностью муниципальных учреждений, а также установлением тарифов на их услуги и т.д.
Именно поэтому для нынешней власти так важно, кто придет в этот представительный орган. Именно поэтому появились откровенно выверенные "образцово-показательные" списки кандидатов.
Финансирование деятельности нового органа осуществляется за счет местного бюджета. А статус депутатов устанавливается федеральными законами и уставом МО. О том, каким сами себе этот "статус" сделали депутаты Госдумы, ходят легенды и анекдоты. Так ли получится на местах, пока неизвестно. Хотя закон гарантирует: сведения о численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание должны публиковаться ежеквартально.

Самообложили


Не забыты законодателями и рядовые граждане. В графе "доходы местного бюджета" первым пунктом стоит "самообложение граждан" - т.е. их разовые платежи для решения конкретных вопросов. И если до этого деньги (например, на проведение праздников) собирались в порядке добровольно-принудительном, то теперь это будет происходить на вполне законном основании. Правда, закон оговаривает, что вопрос о введении самообложения должен выноситься на местный референдум, но при большом желании разрешить этот процедурный вопрос особого труда не составляет.
Кроме того, органы МСУ могут выносить решения "о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ
(в том числе дежурств)". Работы не оплачиваются, организуются в свободное время, не дольше чем на четыре часа подряд и не чаще чем раз в три месяца.

Впереди России всей


По плану система местного управления должна была реформироваться повсеместно. Однако в июле этого года, когда бюрократическая машина уже вовсю работала над ее реализацией, вдруг был дан отбой. Фракция "Единой России" инициировала в Госдуме внесение поправки, предусматривающей "плавное вхождение" в реформу. Аргумент "регионы к реформе не готовы" был признан основательным, и поправка в закон была внесена.
Тем не менее, Татарстан муниципальные выборы не отменил. Он, очевидно, к преобразованиям оказался подготовленным.
Резонный вопрос: а в чем вообще выражается эта (не)готовность? Не решены бюрократические вопросы, не опробован или не отработан механизм? Но ведь при монетизации льгот эти мелочи власти не остановили! Как не остановили их тогда и демонстрации, прокатившиеся по всей стране. А уж сейчас-то все наверняка обошлось бы без подобных безобразий.
И тут опять приходится возвращаться к вопросу о власти. Деятельность муниципалитетов должна основываться на коллегиальности, а допустить на местах разброд и разлад - смерти подобно. Выборность и самоуправление вещи замечательные, и все же порядок - лучше. Но не всюду еще по матушке-России власти могут через "выборы" провести свои готовые, спаянные "депутатские команды". Вот и приходится ждать. При этом вполне осознанно создавать управленческую неразбериху, ведь разные регионы теперь будут работать по разным схемам.

Сомневаться в том, что муниципальные выборы 16 октября состоятся, не приходится. Не только потому, что это обеспечит уже 20% явка избирателей. И не потому, что выбор кандидатов невелик. И даже не потому, что жестко действует административный ресурс. Главное, что популярный когда-то предвыборный слоган "Голосуй, а то проиграешь!" давно в умах людей заменен другим - "Голосуй, все равно не выиграешь…"

О. Алексеева

№367(39) 28 сентября 2005

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама