Краеведческий комплекс

Окончание. Начало в № 35.

Итак, мы покидаем первый этаж краеведческого комплекса.

У подножия лестницы, ведущей на второй этаж, находится один из елабужских шишкинских колоколов. Он был отлит на колокололитейном заводе Шишкиных в 1889 г.

Первыми на втором этаже нас в характерно-классической обстановке купеческого дома XIX в. встречают персонажи экспозиции «Купеческая гостиная» — дородные купец и купчиха. Изящная мебель XIX столетия, часы с боем, натюрморт на стене, самовар на столике, украшенный бусами из баранок и предоставляемая сотрудниками музея возможность сфотографироваться с купцом и его супругой делают эту гостиную одним из любимейших мест для посетителей комплекса.

Затем туристы входят в Зал истории города. Экспозиция его повествует о времени существования на территории современной Елабуги дворцового села Трёхсвятского, о времени учреждения в 1780 г. собственно уездного города Елабуга и периоде его расцвета как купеческой столицы Прикамья. Отдельно представлены события ХХ столетия — революция, гражданская и Великая Отечественная война (Елабуга тыловая). В центре зала установлен объемный макет исторической части города с указанием мест расположения старинных зданий. Электронная программа макета позволяет получить краткую историческую справку о памятниках истории и культуры нашего города, о зданиях, расположенных в охранной зоне музея-заповедника и находящихся на государственной охране. Не проигнорирован и интерес посетителей к информации о развитии современного города: в сенсорном киоске, установленном рядом с макетом, имеется компьютерная программа «Елабуга современная», которая отражает основные направления экономики, промышленности, культуры, образования, здравоохранения.

Скажем несколько слов об основных экспозиционных разделах.

«Село Трёхсвятское» представлено фрагментом интерьера крестьянского дома, композицией «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева», орудиями труда, предметами крестьянского быта XVIII в.

«Елабуга купеческая» рассказывает о развитии города в XIX в., когда он являлся одним из крупных купеческих центров Вятской губернии и крупнейшим купеческим центром Прикамья. Представленные в экспозиции экспонаты и документы рассказывают как о торговой, промышленной, так и благотворительной деятельности известнейших купеческих династий — Стахеевых, Ушковых, Гирбасовых, Шишкиных, Черновых, Бусыгиных…

Здесь же можно увидеть достаточно уникальные книги людей, чьи имена непосредственно связаны с Елабугой.

Например, издания популярного в XIX в. писателя-беллетриста, уроженца Елабуги Дмитрия Ивановича Стахеева (1840-1918 гг.): 12-томное собрание сочинений писателя (Издание товарищества М. О. Вольф, 1902 г.), книгу «На память многим. Рассказы из жизни в России, Сибири и на Амуре» (первая книга Стахеева, изданная за счет автора в Санкт-Петербурге в 1867 г.) и книга с автографом Стахеева (роман «Студенты», 1888 г.).

В экспозиции есть и книги уроженца Елабуги Капитона Ивановича Невоструева (1815-1872 гг.) — члена-корреспондента Российской академии наук, профессора богословия Московской духовной семинарии, члена Сербского ученого общества в Белграде. Приведу лишь названия книг: «Рассмотрение рецензий, явившихся на описание рукописей синодальной библиотеки» (1870 г.), «Известия Императорской Академии Наук по отделению русского языка и словесности» (1861 г.), «О городищах древнего Волжко-Камского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской» (1871 г.). Также представлен единственный в Татарстане мемориальный предмет, принадлежавший К. И. Невоструеву — книга лингвиста, фольклориста Юрия Ивановича Венелина (1802-1839 гг.), изданная в Москве в 1835 г. «О характере народных песен у славян задунайских» (Часть 1. Сербские). Книга находилась в личной библиотеке Невоструева, о чем свидетельствует экслибрис (небольшой прямоугольник зеленоватого цвета размером 22Ч35 мм с надписью «Из библиотеки К. И. Невоструева».

Экспозиция «Елабуга в первой половине ХХ века» повествует о развитии города на рубеже XIX – XX вв., о развитии образования, культуры, о периоде установления Советской власти в городе и развитии Елабуги до середины ХХ столетия. Отдельно представлен период пребывания в Елабуге немецких и японских военнопленных.

Покидая зал истории Елабуги, мы переходим в Интерактивные мастерские, в залах которых царит уже не столько история, сколько творчество. Елабужский край испокон веков славился своими ремеслами и промыслами. К сожалению, многие из них канули в Лету. Для знакомства с оставшимися и было решено создать Интерактивные мастерские. Любой посетитель имеет здесь возможность не только понаблюдать за работой мастеров-ремесленников, занимающихся изготовлением предметов декоративно-прикладного творчества и сувениров, но и под их руководством изготовить кое-что своими руками. Для реализации этой идеи были приобретены необходимые инструменты, реквизит, по индивидуальным заказам изготовлены гончарный круг и станок для изготовления гобеленов. Сегодня в мастерских представлена работа мастеров вышивания, ручного плетения макраме, росписи по дереву, лозоплетения, гончаров, ткачей. Значительная часть экспозиции мастерских — готовые изделия, изготовленные мастерами-ремесленниками.

Прежде чем покинуть здание Краеведческого комплекса, заглянем в расположенный на первом этаже Музей-театр «Трактир». Он был создан для знакомства с трактирными заведениями XIX века. В «Трактире» можно не только узнать об истории создания трактиров в России, их деятельности и развитии, познакомиться с обстановкой трактиров конца позапрошлого столетия, но и попробовать блюда т. н. «купеческой кухни». Посетителей «Трактира» встречают в стилизованных костюмах буфетчик, официанты-половые, горничные. Экспозицию составляют предметы мебели, столовая посуда XIX века, стилизованные обеденные столы и стулья, помещение украшено лубочными картинами — результатом работы художественного проекта «Елабужский лубок» (2008 г.).

А. Иванов

№520(36) 3 сентября 2008

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама