Колонка обозревателя

Товар за решеткой

Как повергнуть в шок советского человека образца 1988 года, окажись он вдруг в наше время? Конечно же, показать ему магазин. Самый захудалый продмаг на десяти квадратных метрах размещает сейчас такой ассортимент товаров, что и не снилось тогда директору знаменитого Елисеевского гастронома в Москве. Этот простой гражданин СССР, конечно же, слышал, что на Западе в продуктовых магазинах в свободной продаже десятки сортов колбасы, но до конца еще не верит этому. Он, конечно же, удивится.

Однако привести его просто в магазин мало. Нужно показать магазин, который работает всю ночь. Вот что будет необычно! Но окажись на его месте человек, скажем, из года 1993, то он отметил бы другую особенность — отсутствие железных решеток перед прилавком «ночника». Товар можно достать рукой. Бери и убегай. Неужели теперь не боятся так торговать?

Сходные чувства испытал мой друг, служивший в еще советском флоте, но побывавший тогда в уже объединенной Германии. Во время очередного похода по Балтике их корабль сделал заход в немецкий порт. Не знаю, при каких обстоятельствах, но нескольким матросам был сделан царский подарок — выход на берег. Так вот, больше всего из рассказа его удивили не чистота на улицах и изобилие, а фрукты, разложенные на улице, прямо перед магазином. Захотел купить — набрал что надо, зашел в магазин и расплатился. Удивительно? Тогда было очень, а сейчас уже не так. Многие с тех пор побывали сами за границей, насмотрелись на «их нравы». Постепенно такая культура входит и в нашу жизнь.

Конечно же, у нас еще не все магазины избавились от решеток. Многие по-прежнему работают так, как это было принято в девяностые годы. Привычка — упрямая вещь. Понимание того, что возможность рассмотреть товар вблизи привлекает покупателей, приходит не сразу. Страх за сохранность перебарывает основные постулаты успешной торговли. Между тем количество воришек хоть и не уменьшилось, но вред, наносимый ими, в разы меньший, чем потеря прибыли. В условиях небольшой торговой точки выгоднее выложить товар поближе, чем прятать его от покупателей.

Вырисовывается любопытная эволюция советско-российской торговли. Первый этап, уже изрядно забытый. На полках пусто, на первом плане не товар, а злобная продавщица. Второй этап, из недавних девяностых. Полки уже наполнились содержанием, прилавок пуст. За прилавком видно продавщицу, а перед прилавком — надежную решетку. Таким образом, качественно изменилась процедура продажи. Теперь она происходит не «из-под полы», а через решетку. Следующий этап: прилавок заполнен настолько, что уже не видно продавщицу. И, наконец, картинка из нашей новейшей истории: прилавок, полки ломятся от товарного изобилия, а продавщицы просто нет. Ушла чай пить. Причем ушла не одна, а вместе со своими коллегами из соседних отделов. Это уже, как говорится, излишние перегибы. Товар если не сопрут, то вряд ли будет продаваться. Нынешний покупатель отучен от долгих ожиданий. Нет никого — купит в другом месте.

Борьба с магазинными ворами — удел супермаркетов. Обороты торговли здесь не позволяют уследить за всеми. Служба безопасности — отдельная статья расходов подобных заведений. В магазинах бытовой техники мало расплатиться за товар. На выходе нужно непременно предъявить чек утомленному бездельем security, который хоть и прекрасно видел весь процесс покупки, но обязательно сверит данные чека со сделанной покупкой. Процесс выглядит глупо, но ничего не поделаешь — порядок, если не сказать большее. Ритуал.

Совсем другое дело — продуктовые гипермаркеты. Товарооборот таков, что охране не приходится скучать. Судя по сосредоточенным лицам охранников нашего «Эссена», работы им хватает. Здесь вообще подходят к этой работе с душой. На входе висит стенд с фотографиями пойманных за руку воришек. Очень любопытная галерея. Характерные такие лица, ушлые, но при этом совершенно не «обезображенные» интеллектом. Чтобы попасть на эту доску почета, мало иметь «преступный замысел». Нужно еще быть в меру дебильным человеком, чтобы не усмотреть опасность в виде многочисленных камер наблюдения и охрану магазина. Такую подборку фотографий впору демонстрировать в воспитательных целях, где только это возможно с призывом: «не следует быть такими идиотами, как они». А еще лучше снабдить компьютеры видеонаблюдения специальными программами по физиогномике. Чтобы заранее отсечь неблагонадежных посетителей. Чтобы большинство остальных избавились от подозрений.

Р. Шайфутдинов

№472(40) 3 октября 2007

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама