Колонка обозревателя

Золотая осень

Мы, наконец, дожили до этого. Наступило золотое время для елабужских водителей. Если уж не золотой век, то золотая осень точно. Никто не знает, как будут выглядеть наши дороги по весне. До нее еще, говоря автомобильным языком, тысячи километров пути. А пока есть время до первого снега ездить и наслаждаться ровными, словно из заграничных фильмов, дорогами.

Когда не о чем говорить, говорят о погоде. То, о чем в различной степени волнует всех пешеходов. Такая нейтральная, фоновая, ни к чему не обязывающая тема. Но стоит им сесть за руль автомашины или в сиденье пассажира, и вот уже окружающая среда не так волнует. На первый план выходит дорога. Плохая разбитая российская дорога. Ее ругают, на нее жалуются, она изводит не только подвеску автомобиля. Она делает гораздо худшее — портит настроение водителю, которое непременно передается его пассажирам. Иностранцы говорят, что в России народ неулыбчивый. Наши отвечают: мы, мол, не дурачки, чтобы просто так ходить и улыбаться. Вы поездите по нашим дорогам и поймете, что у нас жизнь такая. Особо нечему радоваться.

Российские дороги — уникальная тема. В ней напрочь отсутствуют позитивные мотивы. В то время, когда по всем фронтам жизнь, в общем, налаживается, дорожные страдания остаются прежними. Если в системе «Яндекс» набрать простую, но довольно глупую фразу «Дороги в России становятся лучше» — поисковик не выдаст ни одной прямой ссылки! Это значит, что на всем пространстве российского Интернета ни одно СМИ, ни один человек еще не высказывался вот таким вот образом. Поэтому эти строки станут по-своему уникальными. Можем смело заявить: в отдельно взятом городе Елабуга, на отдельно взятых центральных магистралях дороги стали лучше.

Наши дороги уникальны еще тем, что их нынешнее существование никак не укладывается в общую схему рыночных отношений: на любой спрос следует предложение. У нас становится все больше иномарок. Люди, переплачивая вдвое, предпочитают ездить на качественно иных автомобилях, нежели на «Жигулях». Это значит, что они способны и готовы платить за комфорт. Следовательно, то же можно отнести и к дорожному полотну. Каждый автомобилист, переплачивая за «нежигули», по идее должен купить на свои деньги кусочек хорошего асфальта. Должен, может, но не получается. То ли собранного транспортного налога недостаточно, то ли деньги тратятся неэффективно, проще говоря, разбазариваются, то ли качество дорожных работ таково, что надолго не хватает. То ли все разом, да еще и то, что обычно мешает плохому танцору.

То, что наш водитель готов голосовать рублем за ровную дорогу, видно из простого примера. Чтобы добраться до 4 микрорайона, таксисты предпочитают не короткую, но разбитую дорогу по ул. Чапаева и Окружному шоссе, а новую, пусть и более длинную по Б. Урманче. Хорошая дорога — словно песня. Ничего так не услаждает слух водителя, как ровный звук двигателя. За такое удовольствие можно и стоит платить.

В стране скоро появятся платные дороги. В этом году уже был принят соответствующий закон, регламентирующий порядок их строительства и эксплуатации. Татарстану это «грозит» появлением как минимум двух автомобильных трасс федерального значения, за проезд по которым нужно будет платить. Обязательное условие по закону — наличие рядом бесплатного альтернативного проезда. Кроме того, платной дорогой можно сделать уже существующую, проведя ее кардинальную реконструкцию. В зависимости от статуса дороги управлять ею может как федеральная, так и местная власть. В законе так и прописано, что «к предмету ведения муниципальных образований в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог относится принятие решений об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог местного значения».

Удивительно, но местные власти до сих пор не догадались применить этот закон на себе. Пример прямо под носом. Отправляясь из Елабуги в Казань, прежде чем выехать на трассу, нужно сделать изрядный крюк. Т. е. вначале едем в совершенно противоположном направлении. Километров двенадцать как минимум получается «лишнего». В то же время есть прямая дорога, которую таковой назвать очень сложно. Так называемая Колосовская дорога. По ней можно теоретически проехать в сухую погоду. Но лучше этого не делать. Участок в три с лишним километра, напрочь разбитый тяжелыми КАМАЗами, совершенно непроходим для легковых машин. И так уже много лет. Надежды, что там когда-нибудь заасфальтируют эти несчастные три километра дороги, никакой. А вот сделать этот проезд платным, окупив тем самым реконструкцию, никому в голову не приходит. Во всяком случае, официально это нигде не озвучивалось. А очень хотелось бы. Очень даже моглось бы! Заплатить по 1 рублю за километр (по прогнозам, столько будет стоить проезд) и с ветерком добраться до трассы. Может быть, кто-нибудь догадается, а?

Р. Шайфутдинов

№369(37) 12 сентября 2007

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама