Колонка обозревателя

Этот бардак у нас свадьбой зовется

Нынешним летом особенно много свадеб. Нахожу в этом как минимум две причины: либо выросло то поколение, чье рождение пришлось на последний демографический скачок конца восьмидесятых, либо же виной тому — чисто субъективные ощущения. С недавнего времени я обитаю в доме, где расположен загс. Свадьбы проходят теперь не только в выходную субботу, полурабочую пятницу, но и во вполне рабочий четверг. На стоянке возле загса скоро совсем не будет места. Вместе со свадьбами растет количество машин. Теперь уже в выходные дни невозможно проехать по городу, не встретив на пути размалеванный кортеж, гудящий во все клаксоны разом.

По количеству и качеству машин в свадебном кортеже можно оценить размах свадьбы. С каждым годом они становятся все богаче и значительней. Кому сейчас придет в голову во главе кортежа пустить традиционную «Волгу»? Не те времена! Чтобы не было стыдно перед людьми, вперед пустят иномарку, да не какую-нибудь, а желательно бизнес-класса. При этом обязательно изуродовав ее сомнительными, с точки зрения эстетики, свадебными украшениями: плюшевыми кольцами на решетке радиатора и загофрированными ленточками на кузове. Такими же ленточками, только черного цвета, часто «украшают» гробы.

За богатство нынешних кортежей можно только радоваться, чувствуется, что народ богатеет. Но вот за манеру езды стыдно. Стыдно прежде всего перед гостями города. С гиканьем пролететь по всему городу, не останавливаясь на красный свет, — это своего рода дозволенное у нас местечковое хулиганство. Мол, все свои в нашей деревне должны понимать: праздник у нас. До какой-то степени эти деревенские понятия вполне уместны — пока не портят жизнь другим. Но если город большой, то бесшабашная езда просто невозможна. В соседних Набережных Челнах кортежи выделяются разве что свадебными атрибутами, но никак не хулиганскими выходками. Напротив, чтобы не нарушить строй, стараются ехать в одном ряду, не обгоняя впереди идущие машины.

Но стоит заехать в выходные дни в Елабугу, как видишь принципиальную разницу между городом и деревней. То, что творится у нас на дорогах, напоминает старый анекдот. Лихой таксист-кавказец летит по столичным улицам своей горной республики. Пассажир — обезумевший от страха русский — спрашивает:

— Ты почему на красный свет проехал?

— Я же джигит!

Едут дальше. Вдруг таксист резко тормозит на перекрестке. На светофоре зеленый свет.

— А почему на зеленый стоим?

— А вдруг там другой джигит едет!

Именно такую картину пришлось мне наблюдать в минувшие выходные. Стоящие на перекрестке машины пропускали несущийся на красный свет кортеж. Пока пропускали, загорелся красный свет и… И спокойно двинули, не дожидаясь, словно получив за свое долгое терпение на изнуряющей жаре некую индульгенцию, позволяющую проехать один раз на красный свет.

То, что не позволено большому городу, позволено маленькому. Только вот вопрос: где та граница, переступив которую, город становится большим? Может быть, Елабуге уже пора перейти эту качественную черту и обозначить новые правила поведения? Дело не в том, что город наш вырос. По населению он все тот же — 70 тысяч душ, провинциальный показатель. Дело в том, что в городе стало очень много машин. Тот рост автотранспорта, который испытываем мы — сюжет для фантастов, описывающих кошмарное будущее, где человечество изобрело лекарство от бессмертия. Люди перестали умирать, но при этом продолжают рождаться в прежнем темпе. Так же и у нас. Появляются новые машины, а старые не выкидывают, продают, и те продолжают ездить. Машин все больше, а на дорогах все теснее. Ездить становится все труднее, особенно в часы пик.

То насколько мы уже зависим от элементарных условий безопасного движения, видно в те дни, когда по случаю приезда очередного высокого гостя из Казани в городе отключают светофоры. В последний раз это произошло две недели назад, по случаю приезда премьер-министра РТ. Передвигаться стало сразу же заметно сложнее. Если бы светофор в этот день не включили к 5 часам вечера, когда масса елабужан возвращается с работы, то мы бы получили первую в нашем городе большую автомобильную пробку. С чем бы стоило себя тут же поздравить. Доросли, стали как большой город.

А пока этого еще не произошло, наверное, стоит уже принять новые правила поведения. Объяснить, довести до сознания. Сделать предупреждение. Сделать последнее предупреждение. Сделать последнее китайское предупреждение. И провести, наконец, акцию, с каким-нибудь звучным названием типа «безопасная свадьба». Пора становиться настоящими горожанами и удивлять многочисленных гостей чем-то более пристойным, а не деревенскими привычками езды.

Р. Шайфутдинов

№464(32) 8 августа 2007

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама