Колонка обозревателя

Такси в Елабуге

Знание местности своего обитания — это то, что отличает аборигена от приезжего. «Вы не подскажете, как мне найти…?» Местные жители в большинстве своем всегда с удовольствием объяснят, как, при этом выдадут массу совершенно ненужных подробностей, путающих всю навигацию маршрута. Во-первых, такое безобидное, не требующее расходов, но все же гостеприимство приятно. Во-вторых, приятно знание того, чего не знают другие.

Бывают вопросы, которые могут поставить в тупик. Не каждый елабужанин скажет, где находится улица Матур. В этом есть качественное отличие города от села. Существуют такие улицы, знание которых требуется лишь профессионалам. Коммунальщикам, пожарным, скорой помощи, таксистам. Причем у последних проще всего выведать правильный путь. Шашечки такси на крыше стоящего автомобиля заметны везде. Такси всегда там, где ходят пешеходы. Опытный таксист всегда знает, где находится «эта улица, этот дом», и если он бесплатно не поделится своими знаниями, то уж довезет до места точно.

Если будет рядом такси.

В советские времена такси — услуга не для провинциальных городков. Этим удобством могли воспользоваться лишь города-миллионники. Елабуга входит в категорию городов с населением от 50 до 100 тысяч человек. Таковых в России 155. Почему-то Минтранс СССР решил, что в маленьких городах это ни к чему — хватит и общественного транспорта. Не Москва, можно в случае чего и пешком пройтись. А без особой нужды расхолаживать граждан полубуржуазной услугой Taxi не следует.

Но вот 8 лет назад Елабуга, как и полторы сотни других городов, стала стихийно обзаводиться такси. Надо сказать, что этому способствовали не только свободные рыночные отношения, но и резкий скачок развития услуг связи. Всегда существовал спрос уехать здесь и сейчас, и всегда находились желающие удовлетворить его. Но как организовать оперативно контакт «пассажир — такси»? К этому времени стали доступны индивидуальные портативные средства связи — радиолюбительская рация, пейджер и, в редком случае, мобильный телефон. Возможно, это и послужило тем катализатором развития, результатом которого является нынешнее мироощущение горожанина: находясь где угодно, могу вызвать такси и уехать, куда мне надо.

Так случилось, что мне пришлось самому участвовать в организации одной из первых служб такси в Елабуге. Запустить такси в то время было не так просто, как сейчас. Для этого как минимум требовалась лицензия на транспортные услуги. Что характерно, стоила эта лицензия совсем недорого. Гораздо дороже стоили хлопоты по ее получению. Чтобы получить разрешение на работу одной машины в службе такси, нужно было собрать увесистую папку документов, многие из которых бессмысленны по своей сути. На это уходил минимум месяц. Получили лицензию? Этого мало. Предстояло пройти еще так называемую процедуру сертификации. И если в процессе лицензирования надо было предоставить документы по 10-20 пунктам, в «сертификацию» нужно было готовить не менее 40 документов. Лишь после этого машина такси имела право на работу.

Кстати, о службе сертификации. После грефовских реформ, когда было отменено большинство бессмысленных лицензий, учреждения, выдающие их, остались не у дел. Переквалифицировались. Стали вместо лицензий выдавать сертификаты соответствия. Не обязательные, но «необходимые». Печальный фокус заключался в том, что на услуги такси тогда лицензии не были отменены, но зато были включены в список сертифицируемых. Не дорубив вреднючую голову, отвечающую за лицензирование, государство породило другую, более кровожадную, отвечающую за сертификацию.

Был в числе прочих обязательных документов для сертификации один замечательный пункт — согласие местной администрации на деятельность. Попал он туда ненадолго, вероятно, по недоразумению. Скорее всего, какой-то чиновник-перестраховщик не рискнул отделять понятие «такси» от «маршрутного такси». Первые ездят свободно, а вторые по строго заданному, согласованному с администрацией, маршруту. Естественно, администрации города регламентировать движение простого такси нет смысла. Однако нашли. Послали в администрацию на «согласование». Меня принял чиновник с птичьей фамилией, отвечавший в то время за транспортное регулирование в Елабуге. Принял холодно, видимо, было указание отказать. Но удивило не это, а совсем другое — причина отказа: «Мы рассчитали, что на Елабугу нам достаточно будет пять машин такси». Это он так рассчитал. На калькуляторе. На 70 тысяч населения Елабуги достаточно пяти такси! Вспоминая этот случай, понимаю, почему в СССР был повальный дефицит всего. Из-за таких вот чиновников, которые умеют рассчитать, сколько чего необходимо гражданам государства. Государства, которое развалилось от чересчур заумных расчетов.

Лицензию на такси отменили. Сертификация на услуги отпала сама собой. Такси в городе без всякого государственного регулирования развелось столько, что хватает всем, кому надо. Конкуренция, в отличие от муниципального транспорта, не дает расти тарифам на проезд. Тот чиновник, подсчитавший обоснованное количество машин такси в Елабуге, давно на пенсии. Выгуливает свою собаку, очень похожую на своего хозяина. А государство тем временем богатеет и крепнет. Чиновникам, слава богу, уже нет дела до мелкого, по сути, бизнеса такси. Все уладилось само собой. Сейчас в городе функционирует с десяток служб. Такси за достаточно краткий период развития, пройдя эволюцию своего становления, превратилось в не просто транспортную услугу, а в гораздо большее. Такси стало неотъемлемой гарантией комфортного существования в Елабуге.

Р. Шайфутдинов

№461(29) 18 июля 2007

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама