Колонка обозревателя

Застойности новостей

Одно из скучнейших занятий на свете — просмотр местных теленовостей. От Калининграда до Курил доморощенные телестанции вещают одно и то же. Скудность информации с одной стороны и обязанность делать выпуски новостей вытекают в такие продукты СМИ, от которых можно заработать хроническую зевоту. Если, конечно, существует такая болезнь. Все сюжеты похожи один на другой. В их основе события, произошедшие в жизни маленького города. Таковым «событием» запросто может быть какой-нибудь концерт в честь дня… Или протокольное совещание, из которого для зрителя можно выделить 0 килобайт интересной информации. Писать текст для таких сюжетов — сущая мука для тележурналиста. Привлечь внимание зрителя просто нечем. Из всего собранного материала цифры для большинства не значащие ничего, да видеоряд с давно уже опостылевшими персонажами. В итоге журналистский текст становится похожим на доклад среднего чиновника со средним же языковым запасом слов. Нужно только обернуть эту галиматью в новостийную обертку с «оригинальным» началом — такого-то числа там-то состоялся такой-то концерт в честь того-то. И концовкой типа «праздник удался на славу». На этом творчество заканчивается. Большего и не требуется. Все равно мало кто вслушивается в закадровый текст. Народ смотрит новости больше как картинку, вырванную из местной жизни. Так, синематограф, не успев родиться и состояться как жанр кино, сразу же получил небывалый коммерческий успех. На улице в оживленном месте ставилась камера, которая просто снимала прохожих. Те, в свою очередь, замечая это, специально потом приходили в кинотеатр, чтобы увидеть себя на экране. Говорят, популярность была небывалой. Затраты же на производство такого «фильма» минимальные. Не нужно платить сценаристам, режиссерам, монтажерам и, конечно же, актерам. Они сами заплатят за свое участие, купив билет в кино.

Ничто так не убивает закадровый текст, как его заунывное чтение журналистом. Таким голосом можно испортить любой даже самый мастерски написанный текст. Потому как никого не проймет. Картинка в любом случае всегда сильнее. Телевизор не радио, его в первую очередь смотрят, а уже потом слушают. Хорошо что ровное, лишенное всяких эмоций и пауз бормотание строго ограничивается главным преимуществом телевизионного жанра СМИ — краткостью. А то бы можно было и заснуть, пропустив что-нибудь «интересное». Так казахский акын, дернувший от тоски анаши, заводит свою заунывную песню на двух аккордах: что вижу, о том пою.

Тележурналист должен быть немножко актером. Мало написать текст, нужно его озвучить в микрофон. Чтобы поставить голос, особо много не требуется. Достаточно нескольких часов актерского мастер-класса. Овладеть, скажем, «пением» не на двух аккордах, а побольше. Научиться делать паузы, использовать заготовленные перебивки. Они, как и выразительный голос журналиста, хорошо освежают внимание зрителя. К сожалению, все эти нехитрые методы мы можем увидеть только на центральных каналах.

Основной успех любого телевидения — его рейтинг. Основной принцип построения телевизионного продукта очень прост: каждую секунду делать так, чтобы зритель не переключился на другой канал. И чтобы чужой зритель, переключающий каналы телевизора, остановил свое внимание на вашем.

Возможно, все эти огрехи не волновали бы меня, если бы не опыт работы на местном телевидении в Н. Челнах в службе новостей под руко-водством ее директора Айдара Абдуллина. Этот очень энергичный человек умудрился, не имея даже собственного опыта работы, собрать буквально с улицы коллектив и запустить с помощью них сложнейший механизм телевизионного вещания. Нас, очень разных, с шефом объединяли две вещи: полное отсутствие какого-либо отношения к журналистике и желание научиться работать на телевидении. Как выяснилось, отсутствие опыта есть огромное преимущество. Легче научиться заново, чем переучиваться на новый лад. Голова свежа и не забита журналистскими штампами. Их, по причине нашей полной некомпетентности, просто не существовало. Зато существовал шеф, который обладал уникальными способностями — видеть огрехи местного ширпотреба СМИ и жестоко высмеивать их. Журналистские штампы как неизбежная зараза, превращающая любой текст в рядовую халтуру, конечно же, иногда выскакивали из уст. За что нас непременно били по голове. Например, за выражения «праздник удался» наказывали рублем. А точнее, по тем временам, тысячами рублей. Помогало. А за оригинальный подход к сюжету награждали. Конечно, больше похвалой, чем рублем. Однако любое доброе слов из уст едкого и циничного шефа давало куда больший стимул к дальнейшей работе, чем лишняя премия. За два года ему удалось с нуля поднять на вполне достойный по местным меркам уровень работы ежедневных новостей и даже организовать первый в нашем регионе прямой эфир.

А потом в телекомпании сменился собственник. Наш шеф оказался неугодным новому руководству. Вместе с ним заявления об уходе с работы положила вся служба. В этот день впервые в вечерний эфир не вышел выпуск городских новостей. Многие продолжили работу в других телекомпаниях, но больше в газетном деле. Среди самых заметных «выпускников» нашей службы — Лилия Гильдеева. Сейчас она ведущая вечерних новостей на НТВ. Конечно же, прежде чем там оказаться, ей пришлось пройти еще долгую школу работы на казанском телевидении. Однако начало профессиональному росту было положено здесь, в компании таких же, как она, новичков во главе с директором, который вместе с нами учился делать новости.

Чтобы увидеть собственный непрофессионализм, нужен свежий взгляд со стороны. Нужна встряска, прочистка мозгов даже не столько самих журналистов, сколько редакторов. Посмотреть, как делаются новости там и как они выходят у нас. Вычленить недостатки, смело копировать передовые приемы столичных журналистов. Пусть это будет выглядеть слабым плагиатом, зато эти методы проверены и выстояны в жестокой борьбе за рейтинг. Пусть они не лучшие, но позволяют удержать при себе главное достояние Медиа — души ее адептов — телезрителей.

Р. Шайфутдинов

№456(24) 13 июня 2007

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама