Колонка обозревателя

Ничейная территория

Мы становимся похожими на рядовую западную страну. Те же магазины с теми же товарами, что в любой другой стране. Реклама на улицах и по телевизору этих самых товаров. Постепенно меняется и характер. Мы становимся похожими на Них. Уже не кажутся смешными старые записи выступлений Задорного. Там, где про «тупых американцев» и уникальность русской смекалки. В одной из историй наш русский водитель, к изумлению ехавших с ним немцев, сумел починить сломанную машину в полевых условиях. Вместо порванного ремня генератора натянул женские колготки и поехал дальше. Способен ли на подобные фокусы нынешний водитель? Думаю, пока да. А вот станет ли он это делать? Черта с два! Достанет мобильный телефон и вызовет на подмогу друзей или знакомых. Чтобы дотянули до ближайшего автосервиса. Пройдет еще несколько лет, и он будет звонить уже не своим, а совершенно чужим людям. В службу эвакуации. Потому как просить кого-то своих за бесплатно как-то неловко, а предлагать деньги за помощь еще неудобнее. Мы становимся как они.

Говорят, что мифы о «загадочности русской души» придуманы нами же. Мы такие же, как они, просто были долгое время окружены другой реальностью. Но времена изменились. Наша страна потихоньку вливается в глобальное сообщество белых «человеков», принимая в оборот все ценности этого мира, независимо от того, плохие они или хорошие. Они принимаются такими, какие есть. Может, мы теряем нашу самобытность? Не совсем. Если сравнить рядовую страну Европы и российскую провинцию, в глаза бросается главное отличие — это… Даже трудно подобрать этому печатный термин. У нас так сильно разобщено понятие общественной и частной собственности, что первое вроде даже не является собственностью как таковой. Общее значит ничье. Ничье — значит можно брать. Именно брать, а не воровать. Потому как под понятием воровства подразумевается хищение чужой, принадлежащей кому-то конкретно собственности. А если нечего воровать, — оставить как есть, на произвол. Этот нехитрый постулат укладывается в сознании многих, кто пожил в советское время. «На работе ты не гость, идешь домой — возьми хоть гвоздь!»

На «ничейной» территории можно все, что не возбраняется местными устоями. А они таковы, что в лучшем случае человек вообще ничего не делает, а в худшем загаживает ее до помойки. Опять-таки общественной. Выбросить мусор, уже ничейный продукт, на ничейной территории — что тут может быть дурного? Наша любимая мозоль — дороги — является так же местом общественным, а потому крайне заброшенным и вечно необустроенным.

Поле Чудес в Елабуге чуть-чуть похоже на частный сектор на окраине Праги. Похожи они ценами на жилье. Небольшой двухэтажный коттедж в столице Чехии стоит чуть-чуть дешевле аналогичного елабужского дома. И это, пожалуй, все. К чешскому дому подведен асфальт. Его наши братья-славяне почему-то считают величайшим завоеванием цивилизации. Наряду с теплым туалетом. За невысоким прозрачным забором вместо грядок с огурцами растет газонная трава, аккуратно постриженная, и непременно маленький, в полтора метра, кипарис. У ворот нашего елабужского коттеджа свалена куча привезенного навоза — удобрения для овощных культур. Дом без собственного огорода — преступление. Земля должна плодородить гниющими впоследствии томатами. Газонная трава — удел городских служб. Пусть сажают на ничейной территории! Дом стоит на улице с названием, но без дороги. То, что принято здесь называть дорогой, — это участок территории, по которой владельцы коттеджей пробираются домой. Судя по всему, такое положение их вполне устраивает.

С трудом пробираюсь по одной из такой улиц на Поле Чудес. Осторожно, на первой скорости. Спрашиваю владельца одного из домов, известного елабужского предпринимателя:

— У вас дорогу когда-нибудь построят?

— У нас дороги не будет. Никогда.

— Почему?

— Потому что это никому не надо.

— А сколько стоит проложить дорогу?

— Я могу сказать, сколько стоит провести воду, электричество, сделать канализацию. А сколько стоит дорога, я не знаю.

Городу эта улица не нужна, потому что она на окраине, не на виду. Министров сюда возить не надо. Хозяину даже не интересно, сколько будет стоить проложить асфальт. Дорога ему не нужна вообще. Во-первых, это территория общественная (ничья), а во-вторых… и так сойдет. Куча навоза будет неуместна рядом с новенькой асфальтовой дорогой. Чтобы проехать до дома, достаточно и существующей. Знаючи каждую ухабину и рытвину, по ней можно прокатиться и на третьей скорости. Так только настоящий хозяин, зная в своем доме все скрипящие половицы, может передвигаться быстро и бесшумно. А что же до остальных — это дело общественное. Ничейное.

Ничейная территория встречается и в городе. Это, конечно, не центральные места Елабуги. Их давно разделили на участки, взвалив ответственность за их содержание на ключевые организации и предприятия города. Результат — на радость всем. Ничейная территория начинается в подъезде домов. Пахнет… Даже воняет. А в лифте еще сильнее. На стенах полная свобода слова. Никакой цензуры. Новенькие металлические двери отличаются одной особенностью — на них нет номеров квартир. Они остались на старых, деревянных. А на новые вешать — смысла нет. Номер квартиры, как и действующий когда-то дверной звонок, находятся не на своей территории. На ничейной.

Вот только не стоит сокрушаться по поводу нашего разгильдяйского характера. Мы такие же, как чехи, немцы и американцы. Ничем не хуже. Все эти мифы о национальных особенностях нашей души — предмет надуманный. Это чтобы оправдать лень и разгильдяйство, свойственное не только нам, а всем двуногим землянам. Для этого стада существуют законы и правила, которые превращают их в организованное сообщество. К примеру, достаточно при межевании новой земли обременить будущего хозяина строительством участка асфальтовой дороги. Или при сдаче-приемке квартир включить в комплектность не только газовую плиту и сантехнику, но и номерки на дверях. Метод банальный, из-под палки, но эффективный. А главное, качественно решающий проблему превращения ничейной территории в зону чьей-то ответственности.

Р. Шайфутдинов

№455(23) 6 июня 2007

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама