Колонка обозревателя

ЕлАЗы

На прошлой неделе стало окончательно ясно: к нам в Елабугу едут китайцы с удивительной миссией построить большой завод, на котором будут выпускаться не менее удивительные вещи — китайские автомобили. Расскажи об этом кому-нибудь лет десять назад — подняли бы на смех. Сочетание «китайский автомобиль» звучало в лучшем случае как хорошая шутка, в худшем — как дурной сон. Китайская промышленность ассоциировалась с дешевым, низкокачественным, но сравнительно безвредным ширпотребом. А тут целый автомобиль!

Настойчивость крупнейшей в Китае автомобильной корпорации Great Wall Motors заслуживает уважения. О своих намерениях открыть автосборочное производство в Елабуге она заявила еще весной. С российской стороны — тишина. У нас большие дела второпях не делаются. Пока ждали четкого ответа, решили не терять времени даром. В подмосковной Гжели доверили сборку внедорожников своему официальному дистрибьютору.

Прорыв произошел совсем недавно. В Пекине, по случаю окончания года России в Китае и началу года Китая в России собралось чуть ли не все правительство РФ. Пришлось даже отменить плановое совещание в Москве, потому как все министры уехали в Китай. Поехали не просто так, а с пользой. Договорились на 800 миллионов долларов инвестиций, среди которых 70 миллионов — вклад корпорации Great Wall Motors в автосборочное производство в Елабуге.

«Мы приняли все принципиальные решения по этому вопросу — осталась только техническая работа, — заявил глава Минэкономразвития РФ Герман Греф. — До ноября правительство Татарстана и компания «Великая стена» должны окончательно решить все вопросы».

Сказано — сделано. На прошлой неделе Китайская Great Wall Motors и администрация Татарстана подписали протокол о намерениях строительства завода по производству автомобилей в особой экономической зоне «Алабуга». Следующий шаг — оформление заявок в МЭРТ и в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами — о придании Great Wall статуса резидента ОЭЗ «Алабуга». Если брать в расчет заявление Грефа, то это пустая формальность. Подпишут заявления — и все. Китайцы могут смело отстраивать свою «резиденцию» рядом с другим автомобильным резидентом «Северосталь–авто». А наши могут смело поменять вывеску на въезде на площадку. Вместо «Елабужский автомобильный завод» на «Елабужские автомобильные заводы».

Что об этом думают простые елабужане, особо гадать не надо. С одной стороны, это слабая, пообтрепавшаяся за 20 лет надежда на то, что из ЕлАЗа получится что-нибудь путное. С другой стороны, это страх перед так называемым китайским нашествием.

«30 тыс. китайцев к нам приедут жить, — говорит старушка в автобусе. — Все дачи в «Нефтянике» выкупят и будут там жить». Все. К этому прибавить уже нечего. Не думаю, что мнение елабужан сильно отличается от мнения остальных россиян. В народном сознании китаец — это ползущая на Россию зараза, которая только и мечтает овладеть нашими бескрайними просторами. Просторами, 80 процентов которых, между прочим, значатся как «условно пригодные к проживанию».

Этой страшилке про китайскую угрозу сто лет. Еще дореволюционные газеты предрекали скорое массовое переселение китайцев на Дальний Восток, с последующей его аннексией в пользу Поднебесной. Вспомнили о ней совсем недавно. Пошвырялись в старом сундуке, нашли, стряхнули пыль, проверили. Подходит. Настроение в обществе — «понаехали тут», угроза, старая, проверенная — желтая. Жуть как страшно! Переселятся, и через 50 лет не будет россиян, одни китайцы повсюду.

Непонятна природа такой фобии. Почему именно Китай, а не, к примеру, Япония, с которой у нас уже было две войны? За исключением нескольких локальных конфликтов живем вроде мирно. Между прочим, «угроза нашествия» имеет обоюдный характер. Ежегодно в Китай приезжает столько же наших граждан, сколько в Россию приезжает китайцев.

30 тысяч китайцев в Елабуге, конечно же, не будет. Бабушка не права. В лес со своими дровами не едут. Великого переселения народов из Китая в СССР времен культурной революции не состоится. Сейчас другие времена, и экономические соображения верховенствуют над идеологическими. При переезде с собой берут только необходимое, чего не будет на новом месте. Потенциальных рабочих, обеспеченных жильем, хватает и здесь. Учитывая масштабы, с которыми в советское время люди привлекались на КамАЗ и ЕлАЗ, рабочей силы хватит на еще один Детройт.

Когда говорят «иностранный завод в России», в первую очередь имеют в виду иностранный капитал, и только потом людей, его несущих. Так что совсем без китайцев не обойдется. Вместе с привычной работой будущему руководству автозавода придется адаптироваться к непростой российской действительности.

В Елабуге уже была одна небольшая китайская швейная фабрика. Занимались тем, что привозили из Китая готовую одежду, прошивали на ней дополнительную строчку и отправляли в США. Дело в том, что на ввоз китайских товаров в Америку существуют жесткие квоты. Хотят экспортировать больше, а нельзя. Для этого и везли в Елабугу, чтобы «доработанный» товар получил новый лейбл «Сделано в России». Все по закону, в убытке не остается никто. И китайцам хорошо, и для наших женщин, работавших у них, пусть и низкооплачиваемая, но все-таки работа. Только вот не прижились они здесь. Не смогли приспособиться к местным реалиям. Жаловались много на жизнь. Китайский товар дешевый. В нем заложена минимальная прибыль и зарплата, и нет места для солидных взяток и откатов. Не потянули, а потому собрали вещи и уехали.

Конечно, с «Великой стеной» такой сценарий вряд ли повторится. Здесь все очень серьезно. С десятками миллионов долларов, которые китайцы везут в Елабугу, не шутят. Недоразумений на местах быть не должно. Гарантом этого служат договоренности на высшем уровне. Лучше крыши и не представить. Знай работай в радость себе и людям.

Р. Шайфутдинов

№426(46) 15 ноября 2006

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама