Художник своего народа

Среди профессиональных елабужских художников, каждый из которых обладает собственным творческим характером и ярким почерком, Илья Максимов отличается скромностью. А его живописные работы — каким-то неброским, но запоминающимся обаянием. Однажды увидев, забыть их потом невозможно. Вроде бы, когда смотришь на его полотна, все обычно: реалистическое письмо, простые сюжеты. Ничто не поражает, не вызывает удивления, не шокирует. Но проходит время, и начинаешь ловить себя на том, что работы эти запомнились, оставили свой след внутри тебя. И вспоминаются потом непроизвольно, словно продолжая жить в душе зрителя собственной жизнью.

Илья, окончивший Казанское художественное училище, много лет занимался работами оформительского плана, посвящая собственно живописи только свободное от основной работы время. И как-то почти незаметно для окружающих вырос за прошедшие годы в достаточно весомого и своеобразного мастера.

Работает он в реалистической манере русской и советской художественных школ. Пишет тихие уголки и улочки старой Елабуги, натюрморты, пейзажи, жанровые работы. Отдельной и особой темой его творчества является любовь к малой родине, к своему деревенскому детству и народным корням. Кряшен по национальности, он с особой теплотой и проникновенностью пишет все, что связано с жизнью, бытом и обычаями своего народа.

Но более всего ему удаются портреты. Заметим при этом, что, несмотря на немалое количество художников в городе, несмотря на то, что некоторые из них являются уже признанными мастерами, портретистов как таковых у нас в Елабуге нет. И, похоже, что Илья Максимов не просто занял эту пустовавшую нишу, но вскоре станет значительным мастером в этом сложнейшем жанре. Во всяком случае, в городских музеях находится уже немало портретов его письма. Исполнял он неоднократно и частные заказы.

Однако надо сказать, что до сих пор творчество Ильи Максимова не было известно широкой публике. Ранее его работы можно было увидеть в коллективных или персональных выставках в стенах художественной школы им. И. И. Шишкина, где он работает преподавателем. У таких выставок, как правило, немного зрителей. Но вот на прошедшей неделе, 15 сентября, в художественном салоне музея-заповедника открылась первая его выставка городского масштаба под названием «Мой мир». Те, кто знают Илью, могут с удовлетворением сказать: наконец-то.

Перед открытием выставки нам удалось побеседовать с художником:

— Илья, скажи, что представляет собой твоя персональная выставка? Как она задумывалась?

— Видимо, любой художник, творческий человек рано или поздно должен представить перед зрителями то, что он творит. Вот я и задумал организовать свою выставку. Наверное, подошло время. Работы, которые здесь представлены, создавались в разные годы. Есть ранние, есть и последние. Как бы полный просмотр: можно проследить, чем я раньше занимался и чем сейчас.

— Однако, несмотря на ретроспективный характер, картин на твоей выставке не так уж и много.

— Мне кажется, количеством не стоит забивать. Можно, допустим, даже выставку одной картины организовать. Ведь художника можно оценить и по одной работе.

— Илья, расскажи, откуда ты родом?

— Моя родина — Тюлячинский район, деревня Тямти. Там живут кряшены. А родился я в 1963 году.

— И когда же ты начал рисовать?

— Это складывалось постепенно, видимо, от учителей шло. У нас в деревне была только начальная школа. И был первый учитель — Николаев Николай Ермолаевич. Он нам уроки рисования очень хорошо давал. У нас пять человек было в классе. Потом, кроме меня, еще один мой одноклассник окончил Казанское художественное училище. А поступить туда было не так просто. Правда, я думаю, что деревенским поблажки давали. Городские поступали после художественных школ. А в деревнях какие же специальные школы? Но деревенские уже на втором курсе догоняли городских.

— А в школе ты рисовал?

— Да. В восьмилетке у нас был учитель рисования Егоров Василий Егорович. Он уже нам дал какие-то азы: теплые, холодные цвета. Многое мог объяснить. И очень часто проводил школьные конкурсы. Это тоже давало толчок, порождало соревновательный дух. Кстати, сам он был простой деревенский мужик, окончил Арское педагогическое училище. Но это был настоящий учитель.

— Почему ты решил поступать в художественное училище? Ведь, даже судя по современным твоим работам, основа твоей души — крестьянская. Наверное, ты окончил восьмилетку в те годы, когда начался отток из деревни молодежи?

— Да, тогда все уезжали. А то, что попал в художественное училище, — тяга души. У меня еще мама очень красиво вышивала. Наверное, это тоже как-то подспудно повлияло на меня.

— Какую подготовку дало тебе художественное училище?

— В Казани мне повезло. Я попал в класс Зуева Евгения Владимировича. Это был фронтовик, большой мастер живописи, Заслуженный художник Татарстана. Он дал мне очень много в плане живописи за четыре года учебы.

— И как складывалась твоя судьба после училища?

— Меня направили по распределению в Елабугу. Когда приехал сюда, мне было 19 лет. А месяца через полтора меня призвали в армию. Там я тоже служил художником в очень большой части. А потом вернулся в Елабугу. Занимался оформительством. В прошлом году окончил художественно-графический факультет челнинского пединститута.

— Скажи, к каким темам и сюжетам ты испытываешь наибольшую тягу? Что тебе еще хотелось бы выразить, сказать людям своей кистью?

— Каждый человек — представитель какого-то народа. Я — кряшен, рос и воспитывался в этой среде. И мне кажется, что каждый художник должен работать на свой народ, ради этого народа. Это — пласт моей собственной души. И я чувствую, что должен это делать, это показывать.

— Но не мешает ли твоему творчеству то, что ты преподаешь в художественной школе? Все же работа с детьми отнимает много времени и сил.

— Знаете, работа с детьми чем хороша? В общении с ними начинаешь себя иначе понимать. Дети очень много дают самим преподавателям. Они все такие талантливые. В работе с ними что-то постоянно открываешь.

А потом состоялось торжественное открытие выставки. Прозвучало много искренних и теплых слов от друзей и близких, от коллег по работе, от представителей кряшенской общины. С интересной и высокой оценкой работ Ильи Максимова выступили поэт Евгений Поспелов, обычно крайне скупой на похвалы, и наш легендарный и старейший из елабужских художников Зиннур Миннахметов.

А. Куклин

№418(38) 20 сентября 2006

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама