Колонка обозревателя

Старые привычки

Анекдот советских времен: "Утро. У пивной бочки толпа страждущих ждет открытия. Прошло уже 15 минут, а продавца все нет. Наконец тот, запыхавшись, появляется: "Мужики, извините, опоздал. Пиво разбавить не успел, поэтому буду недоливать, хорошо?"

Сменилась эпоха, а анекдот, хоть и оброс изрядной бородой, а все еще жив. Частник, пришедший на смену государственным магазинам, так и не сумел до конца изжить воровство, потому как это не столько пережиток СССР, сколько старинная русская традиция. Воровали всегда. На работе ты не гость, идешь домой - возьми хоть гвоздь.
Анекдоты не были бы так смешны, если бы не походили на жизнь. Буквально на днях услышал пересказ слов поварихи одного из елабужского кафе: "У нас хозяин зверь! Ничего выносить не дает. Вот и приходится накладывать большие порции". Поражает не логика, а другое. В этом кафе действительно большие порции, гораздо больше, чем в других подобных заведениях. Получается, что там добрые хозяева, позволяют своим работникам воровать? Для чего? Ведь частник по определению должен быть кровно заинтересован в сохранности своего добра. Думается, что дело не только в частной собственности, а в чем-то еще. Условие необходимое, но не достаточное.
Переломить силу национальной традиции предприниматель не желает. Себе же дороже. Люди не поймут. Скажут "зверь хозяин". Гораздо проще пойти на компромисс. Закрыть на мелкие хищения глаза, а убытки компенсировать низкой зарплатой. Как это ни удивительно, многих работников этот вариант больше устраивает: "платят у нас мало, зато домой можно брать". А хозяин для успокоения души может назвать это социальной помощью. Он уже не злой хозяин, а добрый Барин. Он заботится о своих подопечных.
Конечно же, столь патриархальная картина далеко не везде, а только в тех отраслях, где развитие тормозится слабой конкуренцией. Про торговлю, например, такое сказать нельзя. Эта самая динамично развивающаяся часть рынка за последние годы претерпела столь революционные изменения, что впору по ней изучать историю вхождения в капитализм. 15 лет рынка определили, кто чего стоит.
Вначале был базар. Давайте вспомним, с чего все начиналось. В некоторые факты сейчас верится с трудом. 1991-92 год. У магазинов прямо на улице бабушки с ящика продавали водку. Никаких юр.лиц, лицензий, помещений, кассовых аппаратов - все это в будущем. Проверки ограничивались милицейским патрулем. Для легальной торговли водкой на улице тогда требовалось только свидетельство частного предпринимателя. 1993 год. Как грибы вырастают коммерческие ларьки. Особых затрат на оформление они не требовали. Затрат на оформление внешнего вида тоже. Все равно жгли почем зря. Вместо государства рынок тогда "регулировала" другая власть, без погон.
Товар был также соответствующий. Изголодавшийся потребитель брал, не брезгуя, все, что продавалось: елабужане впервые тогда попробовали на вкус "вискас". Кто же мог подумать, что в такой симпатичной банке может продаваться корм для кошек, а не для людей? Ввиду нехватки бутылок водку частенько продавали в трехлитровых банках. Выглядело жутковато. Не в пример "вискасу". А еще в этих ларьках продавали удивительно дешевые туфли, которые разваливались на третий день носки. Секрет был прост. На подошве была выдавлена розочка и надпись: "For cold lags". Для холодных ног, то бишь для покойников.
Ушла торговля с ящиков. Ушли ларьки. Кто смог подняться, переселились с базара в арендованные помещения. Кто подальновиднее - построили собственные магазины. А самые сообразительные приватизировали уже существующие торговые площади. При некотором упорстве и близости к власти тогда это было сделать несложно, да и цены на недвижимость лучше всего проследить из газетных объявлений тех лет: "Меняю ВАЗ-2109 на трехкомнатную квартиру в верхней части города". В отличие от остальных предпринимателей эти жили, живут и будут жить безбедно. Маленькие магазины-арендаторы открываются и закрываются, а арендодатель остается, воплощая великую русскую мечту о халяве, озвученную Голубковым: "Мы сидим, а денежки идут!".
Зато мелким предпринимателям (арендаторам) не позавидуешь. Аренда с каждым годом растет, конкуренция усиливается. А еще надвигается новая угроза, совладать с которой многим не удастся. На смену маленьким патриархальным предпринимателям приходят варяги - федералы с несопоставимыми по местным меркам оборотами и, самое главное, с совершенно другим подходом к работе. На елабужских предпринимателей наступает маленькая ВТО.
В первую очередь, конечно, не повезет мелким торговцам. Крупные торговые центры поглотят мелких предпринимателей или просто выдавят с рынка. Кто останется? Останутся самобытные магазинчики из разряда "здесь во дворе можно купить хлеба". Останется сфера услуг - парикмахерские и ателье. Ремонт обуви, к примеру, даже в советское время был сферой почти частного предпринимательства. Государству в маленьких будочках мастеров-обувщиков было слишком тесно. И, конечно, останутся кафе и ресторанчики. Именно эта сфера рынка будет улучшаться не за счет внешнего давления, а за счет мягкой внутренней конкуренции. Внешней угрозы здесь не предвидится. Время больших порций еще впереди.

Р. Шайфутдинов

№415(35) 30 августа 2006

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама