Колонка обозревателя

Правило трех Д

Говорят, что из всех правил дорожного движения есть одно, самое главное, и вполне достаточное. Это правило трех Д: дай дураку дорогу. Следование ему за рулем позволяет избежать на дороге многих неприятностей.

Но в любом хорошем правиле должны быть исключения. Так, есть одна сфера, в которой "ДДД" нельзя применять ни в коем случае. Знаменитые две национальные беды (Д и Д), возможно, и существуют-то не из-за попустительства, а из-за слепого и пассивного следования ДДД. Дали дуракам дорогу! Нет, дали дорожникам дорогу… Впрочем, результат от этого не меняется.
Ямы на дорогах вообще как любимые мозоли. Как кариес во рту. Местным водителям они большей частью знакомы. Их видят издалека, перед ними в почтении сбавляют скорость, их стараются объехать. Особенно много ям бывает весной. Столько, что все не запомнить. Тогда их латают жидким асфальтом, но не все. Про некоторые просто забывают не только дорожники, но даже водители. Например, про яму на перекрестке Московской и Тугарова. С тех пор как на улице Джалиля организовали одностороннее движение, машины, идущие из Челнов, попасть на Московскую могут только по трем улицам: М.Покровской, Тугарова и Тойминской. Из этих трех только ул. Тугарова не очень разбита, чем все водители и пользуются. Только вот на ней, перед самой Московской, при повороте направо нас ожидает некоторый подвох. Подъезжаем к перекрестку, пропускаем транспорт, идущий по главной дороге, смотрим налево, при этом не замечаем яму под правым колесом. Трогаемся и… Жизнь подвески становится еще на один удар короче, а настроение от этого чуть-чуть ухудшается. Но ненадолго. Смотрим в зеркало заднего вида и видим другую совершающую поворот машину. Сценарий повторяется. Настроение чуть-чуть улучшается.
Бывают ямы искусственного происхождения. Это когда коммунальщики перерывают дорогу. Такая беда будет посерьезнее, соответственно, и масштабы бедствия на порядок выше. Сейчас Елабуга как никогда перерыта вдоль и поперек. Чтобы проехать к тому или иному месту приходится порой на ходу, мгновенно решать непростые ребусы. Почти все лето перекрыта улица Гиззата. Прямо поперек положили проржавевшую насквозь старую трубу. Может, для надежности, чтобы не было соблазна ехать под знак. А, может, для оправдания. Вот, мол, не зря копаем. Смотрите, что лежало под землей! Хочется верить второму. Сердце радуется, когда понимаешь, какой грандиозный развернулся почин. Разум не понимает другого. Это какому же проектировщику пришла в голову светлая идея пускать трубопровод прямо под дорогой? Причем не поперек, а вдоль! Это от злости, что ли, какой, от великого вредительства? Или оттого, что жизнь его, как и у других обычных людей, похожа на тельняшку: полоса белая, полоса черная. Но идет он по этой жизни не поперек, как все, а вдоль, в аккурат по черной линии. Улица Гиззата - как месть за его злой рок. Здесь тоже все не поперек, а вдоль.
Если улицу Гиззата роют долго и основательно, то на центральных улицах затягивать "раскопки" не стали. Работы на перекрестке проспектов Нефтяников и Мира, ставшие апофеозом Большого Перекопа, прошли вообще оперативно. В пятницу дорогу перекрыли, не оставив для движения ни одной полосы. В субботу картину украсили растяжкой: "С днем строителя!". В воскресение по улице можно было уже ездить.
Дороги копают каждый год. Чем больше копают, тем лучше. Теплее и спокойнее будет зимой. Жалко только асфальт, это великое изобретение человечества заслуживает большего уважения. Теоретически можно было бы, например, сделать под дорогами большие, просторные туннели. Чтобы иметь к трубам доступ и делать с ними все, что угодно. Практически это неосуществимо. Слишком затратно и хлопотно. И злой проектировщик будет против.
Если кто злится на коммунальщиков, дорожников и прочих старателей, то это зря. Непростое это дело. Чтобы раскопать один раз проезжую часть, требуется собрать солидную папку оснований, разрешений и прочих согласований. Бюрократия как гарант строгого выполнения нормативов стоит на страже нормальной жизни города. Дело-то нешуточное - дорогу перерыть! Разве под силу простому елабужанину раскурочить улицу Московскую или Казанскую для того чтобы провести к себе в дом водопровод с другого края улицы? Зато ему под силу другое. Люди делают подкоп прямо под землей. Лопатами, шлямбурами делают свой маленький и суверенный туннель и прокладывают водопроводные трубы. Сколько таких "шахтеров" живет в нижней части - не счесть. Дело это трудное, но выполнимое. Получить разрешение на открытый раскоп, если ты не большой руководитель, невыполнимо в принципе. Так может, стоит просто наложить табу на раскопки асфальта для всех без исключения, и способы коммунального ремонта сразу - пусть и дорогие - найдутся. Заставить его - асфальт - полюбить, научить относиться к нему трепетно, как к некой материальной святыне. Тем более что к первой нашей национальной беде, дуракам, всегда относились именно так.

Р. Шайфутдинов

№413(33) 16 августа 2006

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама