Азбука профессий

«Все хотят „пятерку“, но не все ее заслуживают»

После продолжительных каникул рубрика «Азбука профессий» вновь в строю! Мы продолжаем публикации про обычных елабужан, представителей различных профессий. Был у нас и сметчик, и фрилансер, и риэлтор… Настало время буквы «у», и естественно, что мы пообщались с учителем.

Гузалия Низамова работает учителем 15 лет. Сегодня она преподает татарский язык в начальных классах школы № 10. Путь к детской мечте — стать учителем — был у Гузалии Гусмановны непростым. После школы у нее не было возможности поступить в педагогический вуз, и она окончила техникум, получив профессию продавца. Но когда старшая дочь Лиля пошла в первый класс, муж Гузалии настоял на том, чтобы она оставила работу и полностью посвятила себя детям. Однако сидеть долгое время дома с дочерьми Гузалия не смогла — видимо, неосуществленная детская мечта не давала покоя, и ее тянуло в педагогику. Так, она окончила Елабужский государственный педагогический институт и начала работать в школе. Сначала Гузалия Гусмановна преподавала в начальной школе, потом ей пришлось взять классное руководство над 6 классом и вести его до одиннадцатого, но судьба все равно связала ее с малышами.

— Тогда заболела свекровь, поэтому мы с мужем решили, что я не буду брать новое классное руководство, и я ушла в начальную школу. Мы до сих пор поддерживаем отношения с моими выпускниками, встречаемся, они часто приходят ко мне в гости.

Гузалия Гусмановна вспоминает случай, когда после 9 класса один из учеников перешел в другой профильный класс и у него начались проблемы с поведением. Директор школы уже готов был к отчислению, но попробовал вернуть мальчика в предыдущий класс на месяц, чтобы дать последний шанс на исправление. Гузалия Гусмановна смогла помочь молодому человеку выйти на правильный путь и успешно окончить школу.

— Чем сегодняшние дети отличаются от тех, что учились 10–15 лет назад?

— Они стали более непослушными и избалованными. Я не жалуюсь, просто констатирую факт. Раньше учитель сказал — и ребята сразу выполняют задание, а теперь могут поспорить. Но есть дети, которые очень хорошо занимаются. Я преподаю татарский язык и могу отметить русскоязычных школьников, которые ответственно подходят к изучению другого языка, выполняют все домашние задания, активно ведут себя на уроках. Это, конечно, заслуга родителей, которые внушают своему ребенку, что изучение татарского языка тоже важно. А бывает, что первоклассник, повторяя слова своего папы или мамы, говорит: «Зачем нам татарский язык? Он в жизни не пригодится!». Я очень хочу, чтобы сами родители понимали, что знание татарского языка — очень нужный навык. Раз мы живем в Татарстане и у нас два государственных языка, мы должны знать оба. Это же не прихоть учителей татарского языка, это такая система Министерства образования и науки РТ!

— А проблемы с родителями возникают?

— Конечно! Я никогда никому не завышаю оценку. Если знает ребенок татарский язык на «четверку», я ставлю «четверку». Бывает, что «тройка» по татарскому — единственная «тройка» в дневнике. Все же хотят 4–5, а я ставлю ту, которую ученик заслужил. Все хотят «пятерку», но не все ее заслуживают. Но зато когда ребенок учится уже в 5–6 классах, родители приходят ко мне и говорят «спасибо» за объективные оценки. Мне очень приятно, что есть такие родители, которые очень ответственно подходят к тому, чтобы их ребенок изучал все школьные предметы. Если ученик болеет, они приходят, чтобы узнать домашнее задание, и ребенок выполняет его дома.

— За 15 лет, что Вы в школе, значительно изменилась система образования. Как Вы думаете, в лучшую сторону?

— Уверена, что в лучшую! Сейчас в каждом кабинете есть интерактивные доски, чтобы учителю было легче и удобнее объяснять материал, а ученикам интереснее получать новые знания. У каждого учителя есть компьютеры. У нас, конечно, и руководство школы в этом плане очень ответственно подходит к оснащению кабинетов и улучшению учебного процесса.

— Одно из последних нововведений — электронные дневники. Как к этому отнеслись учителя?

— Поначалу мы восприняли это в штыки, думали: зачем нам новая нагрузка? А сейчас поняли, что это очень удобно. Хорошо, что отказались от бумажных журналов. У каждого учителя свой почерк, не всегда красивый, не всегда понятный. В электронном виде все равно лучше заполнять данные. Правда, электронные дневники не всегда открываются, что доставляет неудобства и учителям, и родителям.

— Расскажите, пожалуйста, специфику преподавания татарского языка.

— Раньше класс делили на три группы: дети из татарских семей, дети из русских семей и дети от смешанных браков, дети других национальностей. А сейчас класс делим пополам и, я считаю, что это не совсем правильно. Для русскоязычных детей, конечно, сложнее изучать татарский язык, потому что для них он — как любой другой иностранный. Поэтому у них и программа другая, и оценивается  она по-другому.

— К 4 классу что русскоязычный ребенок должен уметь?

— Немного владеть разговорной речью, уметь составлять 4–5 предложений с рассказом о себе и своей семье. Также ребята должны знать падежи, числа. Иногда нас ругают, что дети на татарском языке свободно не говорят. Ну а кто у нас на английском языке свободно говорит после 4 класса?! Нас, учителей татарского языка, это очень обижает, потому что по сути мы учим ребенка иностранному языку.

К примеру, детям из семей таких национальностей, как чуваши и удмурты, гораздо проще изучить татарский, потому что он похож на их родной язык.

— А что проще: научить русскоязычного ребенка татарскому языку или наоборот?

— Тяжело всем. Я, например, жила в татарской деревне в Аксубаевском районе и до 17 лет почти не слышала русской речи. Нас русскому языку учили на татарском языке.

— Есть ли среди учеников разграничения: кому-то изучение языка дается легко, а кто-то совершенно не может его выучить?

— Я думаю, на это влияют гены и вообще отношение ученика и его родителей к учебному процессу. Так, например, если учится ребенок плохо по татарскому языку, то у него и по другим предметам будут тройки-четверки.

— А как Вы думаете, нужно ли родителям помогать своим детям выполнять домашние задания?

— Я считаю, что в первом классе нужно помогать. Если в первом классе поможешь, то дальше уже это не понадобится. Главное — заложить базу.

— А как завоевать детскую любовь?

— Нужно быть такими, как они. Обязательно нужно слушать детей и быть настроенной к ним доброжелательно.

Гузалия Гусмановна очень творчески подходит к своим занятиям. Да, требовательность и строгость, несомненно, присутствуют, но это лишь делает ее авторитет беспрекословным, и дети тянутся к ней и с удовольствием выполняют задания своего учителя. К примеру, на последней олимпиаде по татарскому языку «Мудрая белка» участвовали 29 воспитанников нашей собеседницы.

Анна Перфильева №825(28) 9 июля 2014

Комментарии


Молодец, поздравляю!

Мавлида Багаутдиновна 9 июля 2014 в 16:13

Моя дочь училась у Гузалии апы, очень творческий подход к урокам, к каждому ученику относится по-особому. Видно, что человек на своем месте и детей любит.

Лилия 9 июля 2014 в 23:05

Эфэрин, Гузалия Гусмановна!!!

Рушания Галимзяновна 23 июля 2014 в 22:20

  • Поиск

  • Реклама