...

Елабуга 1980-х годов в описании москвички

В 1988 г. в московском «Стройиздате» в выпуске № 36 сборника «Архитектурное наследство» («Русская архитектура») в разделе «Краткие публикации» была помещена статья московского архитектора-градостроителя В. М. Возлинской «Город Елабуга» (попытки выяснить, что это за архитектор, что за автор, пока оказались безрезультатными).

Статья была снабжена 6 фотографиями (см. фото): схемой плана города 1784 г., фото Торговых рядов и колокольни Спасского собора, Троицкой церкви (без указания, что это архивное фото, поскольку во время написания статьи даже руинированные останки церкви были засыпаны землей, представляя собой небольшой, высотой в 3–4 м земляной холм), панорамным видом с Чертова городища и видом двух ворот — деревянных дома № 20 по ул. Е. Маленкова и каменных дома № 3 по ул. Гоголя.

Сразу отмечу, что упомянутое издание, основанное в 1951 г., считалось в СССР одним из авторитетнейших изданий в области архитектуры: было учреждено Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР (Госкомархитектура) и Всесоюзным научно-исследовательским институтом теории архитектуры и градостроительства (ВНИИТАГ). Тираж в 1988 г. для этого профильного издания весьма приличный — 4500 экз. (напомню, что в СССР уже вовсю идет перестройка, и тиражи многих спецжурналов сильно упали).

Согласно аннотации, в упомянутом выше сборнике № 36, предназначенном для архитекторов и искусствоведов, «рассмотрены материалы по древнерусскому зодчеству и русской архитектуре нового времени в свете назревших проблем их теоретического осмысления и освещения некоторых малоизученных аспектов, новый материал по истории отечественного градостроительства как средневекового, так и XVIII–XIX вв.».

Предлагая читателям «ВЕ» статью В. М. Возлинской «Город Елабуга» без сокращений, обозначу, что внимательный читатель обнаружит в публикации такие названия, которые и старожилы-то не всегда припомнят (а то и вовсе не знают). К примеру, Безымянная и Музейная площади и Гора Чертова городища, ставшая у Возлинской Чертовой горой. При знакомстве с материалом Возлинской возникает ощущение, что упомянутая Троицкая церковь до сих пор красуется на границе с Троицким же кладбищем: о том, что церковь была уничтожена в 1930-е годы, автором не сказано ни слова. Петропавловское кладбище названо Возлинской просто Старым русским кладбищем, а монастырь (в Елабуге всем известно, что он — женский) обозначен просто как Казанский, тогда как он Казанско-Богородицкий…

Впрочем, при имеющихся «неточностях» статья архитектора-градостроителя В. М. Возлинской «Город Елабуга» представляет особый интерес для нас, елабужан.

Итак, вот что написала москвичка Возлинская о Елабуге первой половины 1980-х годов.

«Выявление исторически ценных городов происходит и теперь. До 1982 г. считалось, что в Елабуге сохранилось лишь семь памятников истории и культуры. Натурные обследования и изучение города, проведенные автором в 1982–1985 годах, показали, что Елабуга представляет значительную градостроительную и архитектурную ценность, состоящую в единстве архитектурно-пространственного облика, обогащенным великолепным местоположением — видами и панорамами, открывающимися с ее улиц, набережных, дорог, ведущих в город, и речных пойм. Архитектурная городская среда благодаря относительной единовременности формирования и хорошей сохранности отличается редкой цельностью: ее образуют небольшие кварталы конца XVIII в., обстроенные двух-трехэтажными каменными домами XIX в., у края берегового откоса возвышаются церкви и колокольни, доминирующие в панорамах. Единство городского ансамбля достигается также множеством оград и ворот, создающих непрерывность архитектурного пространства улиц и площадей.

Город возник в 50-е годы XVI в., когда на возвышенном берегу р. Тоймы было построено укрепленное поселение Трехсвятское. В 1614 г. в двух с половиной километрах западнее, на вершине Чертовой горы, в развалинах булгарского города IX–XIII вв. был основан Троицкий монастырь. В продолжение XVI–XVII вв. поселение Трехсвятское вместе с монастырем представляло единый форпост, о чем сообщает и Книга Большого Чертежа 1627 г.: «На реке Каме город Чортов — Алабуга то ж». В 1780 г. Трехсвятское переименовывается в Елабугу, получает статус уездного города и входит во вновь созданную Вятскую губернию; в 1784 г. утверждается план его перестройки.

Имеющиеся на территории города фрагменты планировки XVI–XVII вв. приближены к пойме, бóльшая же часть города, созданная в XVIII–XIX вв., расположена дальше от реки. Планировочную структуру города представляет перекрестно-прямоугольная система регулярных улиц и площадей; объемно-пространственную композицию центра создают три продольные улицы — Казанская, Покровская и Набережная (в то время, когда была написана данная статья, улицы имели соответственно названия Карла Маркса, Гоголя и Набережная, — прим. А. И.), вытянутые вдоль пойменного откоса, и три перпендикулярные им — Полевая, Спасская, Средняя (во время написания статьи — Гассара, Маленкова, Дзержинского, — прим. А. И.), а также четыре площади: две из них, Набережная и Соборная (ныне Музейная), открыты к реке и пойме; две другие, Хлебная и Сенная (ныне Ленина и Безымянная), обустроены по периметру. Эта часть города имеет двух-трехэтажную каменную застройку жилого и торгового назначения XIX в. Самая протяженная продольная улица — Казанская — замыкается с запада Троицкой церковью-ротондой 1830-х годов, с востока — четырехэтажным купольным зданием Епархиального училища рубежа XIX–XX вв. Вторая по значимости продольная улица — Набережная, начинаясь также у Троицкой церкви, выгибается пологой кривой, следуя откосу городского холма над поймой. У соединения ее с улицей Полевой образована Набережная площадь, открытая в пойменные дали. На Соборной площади возвышаются пятиярусная колокольня и храм собора Спаса Преображения, перед оврагом Буг улицу завершает Никольская церковь. Все эти постройки начала XIX в. Покровская улица проходит чуть севернее собора и Никольской церкви и, прерванная оврагом Буг, устремлена в перспективе на колокольню и ротонду церкви покрова первой половины XIX в.

Главная площадь центра — Соборная; ее акцентируют два симметричных корпуса арочных торговых рядов, а ближе к набережной — арка купольных соборных ворот и храм с трапезной и колокольней.

Две другие площади примыкают с севера к улице Казанской. Главные оси и узлы композиции дополнены рядовыми улицами, поперечными и продольными, обстроенными 1–2-этажными каменными и деревянными домами на каменном цоколе или этаже XIX–XX вв. Изгибу Тоймы соответствует улица-дорога, ведущая к пристани у подножья Чертовой горы. На ее вершине от древнего города и монастыря кроме валов и рвов сохранилась башня. Гора, венчаемая башней, служит выразительным элементом композиции во всех панорамах города.

Елабуга — в пределах улиц Троицкой, Московской, Набережной с включением поймы р. Тоймы и старицы Камы, Чертовой горы с башней и улицами Подмонастырской слободы, а также Старого русского кладбища, кварталов Казанского монастыря и Епархиального училища — представляет интересный градостроительный ансамбль IX–XX вв.».

Завершается статья Возлинской сноской, в которой она указывает, что «Автором выявлено в Елабуге 780 памятников культуры. См.: ВНИИИ МК СССР и АН СССР, Архив свода памятников худ. культуры, Горархив г. Елабуги. Возлинская В. М. Историко-перспективная паспортизация города Елабуги 1983–1985 гг.».

Вот, собственно, и всё. Одним — информация к сведениию, другим — к размышлению.

 

Андрей Иванов, ученый секретарь ЕГМЗ №822(25) 18 июня 2014

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама