Дружба народов

Литературный визит из Парижа

На прошлой неделе студентам Елабужского института КФУ, обучающимся на факультетах с литературным направлением, выпала уникальная возможность пообщаться с гостем из Парижа. С 9 по 12 июня в вузе читал лекции доктор филологических наук, профессор кафедры общего и сравнительного литературоведения Университета Новая Сорбонна Александр Строев. Впрочем, сам гость родом из России, учился Александр Федорович в МГУ им. Ломоносова, где в 1983 году защитил докторскую диссертацию и решил посвятить себя работе на поприще науки.

Во Францию он был впервые приглашен 20 лет назад для проведения отдельных курсов. Но последние годы профессор живет и просвещает молодежь в Париже. Основное направление его исследований — сравнительное литературоведение, которое, по его мнению, может осуществляться разными методами. С подобными приемами он и познакомил студентов факультетов РФЖ и иностранных языков.

Некоторые лекции были посвящены изучению детективных структур в различных произведениях, ведь, по мнению Александра Строева, с помощью детективного расследования можно глубже изучить любое произведение. Как и в стенах университета Сорбонна, елабужских учащихся знакомили с новыми трактовками не только зарубежных текстов, но и с разным видением известных русских произведений, которые очень востребованны в изучении мировой литературы за рубежом.

— Французские студенты учатся другим вещам, — рассказывает Александр Федорович. — Они пытаются более глубоко анализировать книгу. При этом они далеко не всегда успевают ее прочесть, и, хоть и в силах дать полный анализ по одной странице, говоря честно, они не всегда знакомы с полным содержанием произведений. Все-таки система и основные цели литературоведческого образования отличаются очень сильно, и хоть русские студенты гораздо более начитанны, они не всегда готовы к новым, может быть, отчасти оригинальным трактовкам произведений.

В своих лекциях профессор старался максимально раскрыть сущность литературного анализа не только для студентов, но и для тех, кому приходится заниматься этим в своей профессиональной деятельности — преподавателей, которые тоже с интересом посещали занятия.

— Мы познакомились с совершенно другими способами изучения литературы, — делится впечатлениями доцент кафедры русской и зарубежной литературы ЕИ КФУ Антон Быков. — Мне показалось, что наши студенты были не совсем готовы к этому. Подход профессора к сопоставительному анализу, безусловно, очень интересен, но, пожалуй, больше пользы извлекли для себя преподаватели, а не студенты.

— Как Вы считаете, какая система правильнее?

— Они просто очень разные. Многое можно взять в своей дальнейшей работе на заметку, однако по содержанию курса лекций Александра Строева я не со всем согласен. Например, мне некоторые параллели сюжетов и образов в произведениях показались не убедительными, а больше похожими на случайные совпадения. Но литературоведение — вещь довольно субъективная, поэтому это лишь мое личное мнение.

В ходе своих лекций Александр Строев рекомендовал слушателям подвергать сомнениям любую информацию, искать и решать загадки внутри любого текста самыми разными путями, смотреть на произведение шире:

— Русские классические методы дают нам сумму конечных знаний о мире. Они говорят нам: «мир ограничен», «мир материален», «мир предсказуем», «мы можем только знать о мире то, что можем».

Французский взгляд на это другой: «мир субъективен», «мир меняется». И никакой суммы знаний для познания мира (в том числе и внутри художественной литературы) не надо! Нужны инструменты, с помощью которых мы можем анализировать текст. Ведь смысл сопоставительного анализа — рассказать о том, что текст скрывает!

Студенты посещали лекции с интересом, в особенности потому, что для них представленные профессором способы ведения литературного анализа были совершенно новыми:

— Понимать эти абсолютно отличающиеся от привычных методов было поначалу очень сложно, — рассказывает студент 4 курса факультета иностранных языков Булат Балтин.

Манера преподносить материал тоже показалась студентам иной, мыслями об этом с нами поделилась студентка 4 курса факультета русской филологии и журналистики Айсылу Халяфкаева:

— Хоть лекции и были очень интересными, понимать Александра Федоровича было иногда тяжело — он говорил очень тихо и больше сам с собой, нежели с нами.

По этому поводу высказался и Антон Быков:

— Это свойственно лекторам больших вузов, особенно европейских. Ведь предполагается, что если слушатель пришел на занятие, то он должен быть заинтересован в усвоении знаний, а не преподаватель подачей.

— Как правило, чем тише я говорю, тем внимательнее слушают студенты, — говорит сам профессор.

В одном мнении сошлись все, кому удалось посетить лекции Александра Строева: это колоссальный опыт.

Евгения Исаева №822(25) 18 июня 2014

Комментарии


Здорово, в наше время 2000 годы, подобное было невозможно, а сейчас в Елабуге слушают профессоров Сорбонны и Великобритании.

Выпускник ЕГПИ 22 июня 2014 в 20:08

  • Поиск

  • Реклама