...

Елабуга как один из адресов XII пятилетки

Окончание. Начало в №22 ВЕ

 

В № 21 (818) от 21 мая 2014 г. был начат рассказ о книге «Адреса двенадцатой пятилетки», которая была сдана в набор в московское книжное издательство «Молодая гвардия» 28 лет назад — 22 мая 1986 г.

Подписана в печать книга была 19 ноября 1986 г., и вскоре издание объемом в 223 страницы тиражом 50 000 экземпляров и стоимостью 35 копеек появилось на прилавках книжных магазинов нашей страны. По своей сути книга эта выполняла роль своеобразной агитки для комсомольской молодежи. Судите сами по скромной аннотации к книге: «Десятки Всесоюзных ударных комсомольских строек зовут молодежь. Какую выбрать? Куда поехать? Каковы условия труда и быта на стройке? Можно ли, участвуя в возведении крупного народнохозяйственного объекта, освоить новую специальность, получить высшее образование и где? С подробными вопросами сталкиваются десятки юношей и девушек. Ответы на них, адреса ключевых объектов двенадцатой пятилетки читатель найдет в предлагаемом издании».

В данном издании на 64-й странице помещен очерк «Камский комплекс заводов универсальных пропашных тракторов в городе Елабуге».

Сегодня я предлагаю завершить знакомство с этим очерком.

«Кого мы ждем и кого бы хотели видеть у себя в первую очередь? — сказал генеральный директор КамТЗ Н. И. Бех. (Николай Иванович Бех  / 1946 г. р. /  — советский и российский промышленник и ученый, доктор технических наук; Генеральный директор ПО «КамАЗ» в 1987–1991 гг. и Президент, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» в 1991–1997 гг.; с 2003 г. — президент ОАО «Звезда-Энергетика», производящей автономные дизельные и газовые электростанции — прим. А. И.) — Конечно же, молодых, не боящихся ответственности, инициативы, выдумки, стремящихся шагать широко и жить на повышенных оборотах. КамТЗ требуются монтажники, каменщики, штукатуры-маляры, газоэлектросварщики, плотники-бетонщики, скреперисты, машинисты бульдозеров.

Заместитель генерального директора КамТЗ по капитальному строительству В. И. Лобода:

— Как гензастройщики Елабуги мы ведем комплексное строительство — и жилье, и соцкульбыт, и хлебозавод, и мясокомбинат, и многое другое. Наша задача — не только сформулировать новый облик города на 350–500 тысяч жителей, но уже сейчас заложить будущую структуру жизни в этом городе. Удобную, продуманную, красивую. Все это потребует новых решений, новых приемов, новой технологии. Вот почему нам нужны не просто исполнители, пусть и добросовестные, но люди с фантазией. Вы посмотрите, какая красота вокруг! Неужели мы испортим все это? Наоборот, и я уверен в этом, мы сохраним и приумножим.

А теперь о главном своеобразии стройки на берегах Камы.

КамТЗ родился на перекрестии двух животрепещущих проблем наших дней, имеющих жизненно важное решение для судеб всей страны. Это реализация планов Продовольственной программы и ускорение темпов научно-технической революции.

Темпы решения Продовольственной программы во многом зависят от обеспеченности сельского хозяйства пропашными тракторами, на долю которых приходится более половины труда на пропашных культурах. По подсчетам специалистов, дефицит пропашных тракторов в стране составляет около 700 000 штук. Следовательно, помимо расширения производства на уже существующих заводах необходимо строить новые. Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР ведет сейчас строительство 19 заводов по всей стране. КамТЗ не идет в сравнение ни с одним из них ни по размаху, ни по объемам производства. Его нельзя сравнить и с ныне действующими заводами, потому что они фактически являются сборочными. Камское производственное объединение на своих заводах будет полностью изготавливать все узлы и агрегаты. Будущий же трактор по мощности, надежности и работоспособности может заменить два таких, как «Беларусь−80». КамТЗ может быть конкурентоспособным, для этого его моторесурс должен достигнуть высшего мирового уровня — 14 тысяч часов работы до капитального ремонта. В свое время АЗ и КамАЗ были средоточием всего передового и прогрессивного в автомобилестроении. За последние 10–15 лет техника и технология ушли далеко вперед. КамТЗ начинает с той вершины, на которую поднялся КамАЗ в своем поступательном развитии. Гибкие переналаживаемые системы, микропроцессорная техника, роботы и роботизированные комплексы, участки и цехи, новые системы конвейеров с островной сборкой — таковы вкратце технические составляющие борьбы за качество продукции.

Как ни странным покажется на первый взгляд, но решение проблемы в объединении началось с организации управления главного архитектора, когда дизайнеры с первоначальных этапов проектирования взяли курс на создание единого фирменного стиля КамТЗ. Даже внешне заводы камского объединения будут отличаться, например, от камазовских. Эстетическая сторона — не дань моде, но глубокое отражение диалектической взаимосвязи: из убогих и серых цехов качественные трактора не выйдут. От рабочего, добирающегося на завод по колено в грязи, бессмысленно требовать чистой и точной работы. Конструктор, поднаторевший в перебирании картошки в овощехранилище, вряд ли преуспеет у кульмана (кульман — чертежный прибор пантографной системы в виде доски, установленной вертикально или под углом, — прим. А. И.).

Вопрос вопросов — кадры, их квалификация. На сегодня 81 процент принятых на работу на КамТЗ имеют среднее или высшее образование. Высокий уровень техники предполагает соответствующую подготовленность, иначе нельзя.

— Мы обязательно постараемся, — говорит генеральный директор Н. И. Бех, — чтобы если не сто, то хотя бы 95 процентов мастеров были из числа молодых специалистов. Молодые всегда переполнены новыми идеями, у них выше уровень притязаний, как и требований. Они не растеряли еще багаж знаний и не утратили способности учиться.

Сегодня стройка напоминает стремительно распрямляющуюся пружину. КамТЗ — понятие объемное и многоплановое. Это и строительная площадка ремонтно-инструментального завода, и конструкторские бюро Харькова, и одиннадцатый микрорайон Елабуги, где полным ходом идет возведение жилья. Это и московские представительства зарубежных фирм, где ведутся деловые переговоры, и село Гари под Елабугой, где завершился отвод земель под агроцех объединения. Наконец, это заводские цеха соседнего КамАЗа, Липецкого, Волгоградского и Минского тракторных заводов, где елабужане проходят производственную стажировку.

На ближайшие пять лет Елабуга станет столицей большого и вдохновенного труда. Мы приглашаем тебя, доброволец, разделить с нами его напряжение, успехи и результаты».

Вот такие грандиозные были планы по отношению к заводу, возводимому под Елабугой, да и по отношению к самой Елабуге. Много что так и осталось нереализованным: распад Советского Союза в 1991 г. многие планы так и оставил планами на бумаге.

И в заключение приведу последние слова из вступительной статьи министра строительства в районах Урала и Западной Сибири Сергея Башилова к обозначенному сборнику «Адреса двенадцатой пятилетки».

«Успех выполнения строительной программы двенадцатой пятилетки зависит от миллионов тружеников.

На самых трудных участках строительства, на сооружении важнейших для народного хозяйства стройках самоотверженно трудились и трудятся советская молодежь, посланцы Ленинского комсомола. Их героический труд навсегда сохранит история сооружения Байкало-Амурской железной дороги имени Ленинского комсомола, Оскольского электрометаллургического комбината, объектов Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, многих строек энергетики, сельского хозяйства, других отраслей экономики страны. Нет сомнения, что и двенадцатая пятилетка будет отмечена новыми трудовыми успехами комсомола на важнейших стройках нашей Родины».

Андрей Иванов, ученый секретарь ЕГМЗ №820(23) 4 июня 2014

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама