Это интересно

Елабуга как один из адресов XII пятилетки

 

28 лет назад, 22 мая 1986 г. в московское книжное издательство «Молодая гвардия» была сдана в набор книга формата покетбук «Адреса двенадцатой пятилетки». Подписана в печать книга была 19 ноября 1986 г., и срок в несколько месяцев от сдачи издания в набор до подписания в печать обусловлен тем, что набор текста осуществлялся вручную, тогда как сегодня эту работу сильно упрощают компьютеры. Издание объемом в 223 страницы тиражом 50 000 экземпляров и стоимостью 35 копеек появилось на прилавках книжных магазинов нашей страны. По сути это издание выполняло роль своеобразной агитки для комсомольской молодежи. Судите сами по скромной аннотации к книге: «Десятки Всесоюзных ударных комсомольских строек зовут молодежь. Какую выбрать? Куда поехать? Каковы условия труда и быта на стройке? Можно ли, участвуя в возведении крупного народнохозяйственного объекта, освоить новую специальность, получить высшее образование и где? С подробными вопросами сталкиваются десятки юношей и девушек. Ответы на них, адреса ключевых объектов двенадцатой пятилетки читатель найдет в предлагаемом издании».

В этом издании на 64-й странице помещен очерк «Камский комплекс заводов универсальных пропашных тракторов в городе Елабуге».

Сегодня я предлагаю с ним ознакомиться: это имеет смысл хотя бы с позиций узнавания и понимания того, что хотели сделать с Елабугой, и сравнить то, что имеем сегодня, с тем, что планировалось. Но прежде — небольшая справка о пятилетках в нашей стране, которых должно было быть 13, но эта «чертоводюжинная», охватывавшая 1991–1995 гг., не была реализована по причине распада в 1991 г. СССР. Так что пятилетка № 12, которой и посвящена книга «Адреса двенадцатой пятилетки», стала в Советском Союзе последней…

Пятилетка, или Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР были предназначены для быстрого экономического развития Советского Союза. Первая пятилетка (1928–1932 гг.) по развитию народного хозяйства СССР была выполнена за 4 года, и по ее итогам наша страна тогда превратилась в индустриальную страну. Пятилетние планы разрабатывались централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом под руководством Коммунистической партии СССР. Выполнение плана стало основательным стимулом для советского трудового народа. Впрочем, вернемся к книге, в которой стройка в Елабуге представлена как один из адресов двенадцатой и последней в СССР пятилетки.

Вот он — очерк о Елабуге и заводе, причем в сборнике я не нашел имени-фамилии человека, написавшего этот текст (как ответственные за выпуск указаны некие Бабкин С.К., Грушевский В.Н., Степовой В.Б.; редактор — Л. Ильющенко).

«Начиная рассказ о Камском комплексе заводов универсальных пропашных тракторов мы неизбежно начнем с места, где развернулась молодая стройка.

Прикамье — земля, ставшая символом российской природной красоты. Рассматривая картины великого русского живописца, уроженца Елабуги Ивана Ивановича Шишкина, можно без труда представить своеобразие здешних пейзажей, где мелкая речка Тойма венчается с полноводной Камой, а на высоком берегу у обрыва восседает патриарх древней архитектуры, хранитель исторических преданий и легенд — башня «Чертово городище». С этих мест «списаны» шишкинские «Рожь» и «Среди долины ровныя»…

Удивительным чувством гармонии и красоты обладали наши предки!

Места, избранные и облюбованные не одним поколением, как правило, являются и средоточением памятных исторических событий. Через Елабугу пролегла дорога Ермака, шедшего с дружиной в Сибирь, здесь останавливался Емельян Пугачев по пути в Казань. Более полувека прожила в городе на Каме герой Отечественной войны 1812 года, ординарец фельдмаршала М. И. Кутузова кавалерист-девица Надежда Дурова. С историей Елабуги связаны имена писателей Радищева, Салтыкова-Щедрина, Короленко, Алексея Толстого, Пришвина, Цветаевой.

В годы Великой Отечественной войны одиннадцать елабужан удостоены звания Героя Советского Союза».

Эти данные о 11 елабужанах — героях Советского Союза — взяты из известной книги о нашем городе 1980-го года издания «Здравствуй, Елабуга», и тогда учтены были и Герои, проживающие в Менделеевском районе, который тогда входил в состав Елабужского.

«Земля и природа, воспитывающая в людях духовную чуткость и обостренное чувство красоты, порождает отчаянных храбрецов, художников, ученых.

Сейчас в просторы этой земли вписываются новые страницы. Принято решение: «построить в городе Елабуге Татарской АССР заводы по выпуску универсальных пропашных тракторов мощностью 150 лошадиных сил, а также дизельных двигателей и топливной аппаратуры к ним…»

Отечественное тракторостроение еще не знало стройки такого масштаба и размаха. Прославленные заводы-ветераны — Челябинский, Харьковский, Волгоградский — строились, развивались и реконструировались десятилетиями. Камский тракторный должен пройти путь от чистого поля до первых машин с эмблемой КамТЗ за одну пятилетку. Комплекс заводов — тракторный, двигательный, топливной аппаратуры, трубокомпрессоров, литейно-кузнечный, станкостроительно-инструментальный — не просто еще один гигант. КамТЗ — полигон по обкатке новейших технических, строительных и градостроительных идей и решений.

Рядом со старым городом, не тесня его и не подавляя, а как бы красивой оправой обрамляя драгоценную жемчужину Прикамья, вырастет новый город тракторостроителей. Город с театром, цирком, зоопарком, ипподромом…

Елабуга станет первым городом в нашей стране с транспортом будущего — монорельсовой дорогой.

Учитывая особенности уникальной заповедной елабужской природы, с богатой рыбалкой и охотой, ягодными и грибными местами, градостроители впервые в отечественной практике разрабатывают комплексную программу «Город-Пригород-Окружающая среда».

Елабуга и КамТЗ породнились.

Древняя земля с богатым историческим прошлым и юный батыр, обещающий за пятнадцать лет совершить мощный и небывалый бросок в XXI век.

С чего начался КамТЗ? Вообще с чего начинаются большие дела и новые стройки? «С прекрасного человеческого материала!» — сказал один пожилой строитель. Филологически не совсем верно, но по смыслу и духу совершенно точно. Не случайно все руководители стройки камского объединения в один голос твердят: «три проблемы беспокоят нас в первую очередь. Первое — люди, второе — снова люди, третье — опять-таки люди».

…Они подъехали к дирекции Камского тракторного завода, когда уже стемнело. Их ждали. И хотя прибывшие уместились в одном автобусе, сам факт приезда первой группы бойцов республиканского отряда добровольцев выходил за будничные рамки очередного пополнения коллектива тракторостроителей. И приветственные речи встречающих были окрашены непривычной интонацией пафоса, которого здесь стараются избегать. Но в данном случае он был уместен. Первостроитель КамАЗа, ныне заместитель начальника производственного объединения Камгэсэнергострой Ханиф Киямович Шайхутдинов вспоминал суровые времена начала КамАЗа, пятнадцатилетней давности события он вспомнил неспроста — в двух кварталах от дирекции в общежитие № 1 завозили мебель. Здесь бойцам жить в тепле и удобстве, а не в палатках и окрестных деревнях, как это было на КамАЗе. Первые два-три года все введенное жилье передается строителям.

Секретарь парткома Тракторозаводстроя Владимир Николаевич Передерий снял перед бойцами шапку:

— Я снял шапку перед вами вот почему: вы — первые, ни вы, ни мы не знаем, как сложится ваша судьба на елабужской земле. Всякое может быть! Но в вас есть то, что уже заставляет уважать вас и что привело вас сюда — решимость. Ханиф Киямович вспоминал пятнадцатилетней давности события. Я же призываю заглянуть на пятнадцать лет вперед. Вырастет новый красивый город, с конвейера будут сходить тракторы с маркой КамТЗ, и в 2000 году вы обязательно вспомните этот вечер 13 ноября 1985 года, как вы сошли с автобуса, как вас встречали, как вы были молоды и полны решимости…

 

 

Продолжение следует

Андрей Иванов, ученый секретарь ЕГМЗ №818(21) 21 мая 2014

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама