...

Пять женских образов войны

 

5 мая, едва отметив 80-летие, скончалась одна из ярких актрис отечественного кино Татьяна Самойлова. Возможно, ушла из жизни последняя актриса советского кинематографа, оставившая нам один из ярких образов женщин Великой Отечественной войны. Кто и как наряду с Самойловой смог показать настоящее женское лицо самой страшной войны XX века в советском кино, «Вечеру Елабуги» рассказал известный российский кинокритик Александр Шпагин.

1. Фильм «Однажды ночью» (1944, режиссер Борис Барнет), в главной роли — Ирина Радченко

Барнет взял на главную роль ту актрису, которая не играет, а живет образом, она «выпрыгивает из себя», и таким образом мы видим те страдания, которые испытывала бы ее героиня в реальной жизни. Укрывая сбитых фашистами, в том числе и раненых советских летчиков, на чердаке, девушка, ухаживая за ними, постоянно ходит на острие смерти — в любой момент ее могут увидеть и просто застрелAить на ходу. На мой взгляд, девушка Варя совершает не просто подвиг, а религиозный подвиг, превращающийся в крестный путь — впервые, кстати, на советском экране. Путь этот разламывает сознание героини, что мы и видим в финале, когда советские войска входят в город, освобождают Варю из плена, но она не испытывает радости — на ее лице маска ужаса, как будто она сошла с ума. Образ Вари депрессивный, мрачный для советского кинематографа, но он сводится к одному — девушка решила спасти людей, она решила сказать себе «да» и сделала это. Кроме того, картина уникальна тем, что это редкая пацифистская картина тех лет.

2. Фильм «Летят журавли» (1957, режиссер Михаил Калатозов), в главной роли — Татьяна Самойлова

Перед нами, как и в «Однажды ночью», история обычной девушки Вероники, которая так бы и осталась обычной девушкой, если бы не прошла после гибели любимого человека через свою бездну, свой ад, после которого она духовно возвысилась и окрепла духом, а значит, постигла нечто большее в своей жизни. Да, Вероника совершает измену, но благодаря страданиям она вдруг становится выше своего горя, и, встречая в белом платье на вокзале солдат-победителей, Вероника превращается и в саму Победу, и в победу над самой собой, над своей обычностью. Отмечу, что фильм очень «состоянческий» — состояние Вероники практически через каждый кадр переживает и зритель.

3. Фильм «Письма к живым» (1964, режиссер Валентин Виноградов), в главной роли — Светлана Макарова

Как и «Летят журавли», фильм «состоянческий». Перед нами женщина, которой судьбой предназначено создать семью, жить в привычном мире, но она надевает на себя «кольчугу» Жанны Д’Арк и ввязывается в бой как с внешними врагами, так и с внутренними — она возглавляет коммунистическое подполье в белорусской части Польши, затем попадает в ГУЛАГ, а во время войны становится разведчицей. Героиня фильма Вероника Корчевская теряет абсолютно всё — любовника, мужа, разрушает отношения с дочерью и гибнет в кровавой каше войны. Зрителей почти все время мучает вопрос: «А зачем это всё? Зачем женщине постоянное состояние войны и крови?» — но подобные вопросы не мучили человека 30–40-х, и кадры гибели Корчевской — логичное завершение ее страшной жизни. У войны не женское лицо, но при Сталине главенствовал принцип «Врагов надо убивать», ведь если ты не убьешь, придут убивать тебя.

4. «Крылья» (1966, режиссер Лариса Шепитько), в главной роли — Майя Булгакова

Героиня картины — бывшая летчица военных лет Надежда Петрухина, с сознанием 30–40-х осталась в той эпохе, а в новую — эпоху 60-х — никак не попадает. Перед нами очень хороший человек, но один из ее учеников в ПТУ сказал ей, что убьет ее, потому что перед ним человек со своими жесткими, четкими, безапелляционными жизненными принципами, делящими мир на черное и белое, добро и зло, она не признает нюансов и тонкостей мира. Она пытается понять новый мир, но ее сознание оказывается самодовлеющим и выше ее человеческих и душевных настроений. Петрухина страшно мучается от этого, пытается рассказать свои истории, но людям, в том числе, собственной дочери, это становится неинтересно, потому что ее мир от 60-х очень далек — это четко показала картина Шепитько. И в финале, когда мы видим, что героиня Булгаковой садится в самолет и взмывает в небо, складывается ощущение, что назад она уже не вернется. И на мой взгляд, героиня совершает своего рода самоубийство: она уже хочет к Богу, но Бог ее может не принять, так как Бога в сознании людей 30–40-х не было.

5. «Помни имя свое» (1974, режиссер Сергей Колосов), в главной роли — Людмила Касаткина

«Помни имя свое» — очень редкая работа нашего кино, потому что режиссер вообще сделал ее не совсем реалистически — вернее будет назвать этот фильм удивительным реализмом. В ней Сергей Колосов прыгнул выше себя — фильм очень экпрессионистичный, где крайне выразительно показан Освенцим, куда попали мать и ее малолетний сын, и на экране пошло состояние войны как невероятной трагедии, которое раньше в нашем кино никто не показывал. Именно здесь совершенно потрясающе сыграла Людмила Касаткина — если вспомнить, как она слышит голос своего потерянного в концлагере сына по телефону, как видит его на телеэкране, то это выглядело настолько пронзительно, что в 70-е люди даже выбегали из зала, чтобы не сойти с ума. А сцена встречи матери и сына сделана просто блистательно, и возникает ощущение трагедийности — мать встретила сына, но оказывается, что они уже чужие друг другу люди, они не становятся близкими: для нее это, конечно, трагедия, а для него — ничто: он пытается осознать ее как мать, но не может. И возникает в этот момент вот какая мысль — в советском кино 70-х войну часто подавали так: «как хорошо, что она была», что это был «храм, который проверял человека на прочность, отделял «чистых» от «нечистых» и «было чем гордиться», но у Колосова показывается, что гордиться нечем — война способна принести в души людей только ужас и трагедию, и через разрушение связи «мать — сын» трагедия показана очень пронзительно и на сверхчеловеческом уровне.

 

 

Подготовил Сергей Кочнев №818(21) 21 мая 2014

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама