...

Как Неизвестный солдат имя обрел

В преддверии Дня Победы все мы вновь вспоминаем о тех, кто воевал, о тех, кто как мог приближал майский победный день 1945 года. Сегодня я пишу не о тех людях, прошедших Великую Отечественную войну, чьи имена в Елабуге общеизвестны: им установлены (сразу замечу — абсолютно справедливо) бюсты на Площади Памяти, их именами названы улицы…

Сегодня я пишу о человеке, появившемся на свет в 1923 г. в маленькой Елабуге, входящей в состав Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Это Лаврушев Илья Алексеевич, и так как я не знаю числа и месяца его рождения (мне известен лишь год), то отмечу, что погиб он в свои неполные 20 лет. Это один их тех неизвестных героев, что, как выразился поэт-фронтовик Сергей Орлов (1921–1977), были «зарыты в шар земной» простыми солдатами…

Впрочем, история Ильи Лаврушева хоть и по-своему особая, но не исключительная. Можно сказать, ему еще повезло. А вот с чем повезло, судите сами…

Начну издалека… Летом 2007 г. в лесах под деревней Войтоловка (Кировский район Ленинградской области) местные жители, собирая грибы-ягоды, углубившись в лес далее обычного, наткнулись на обломки самолета. До этого времени в данный участок заболоченного леса, видимо, никто не хаживал. Место падения самолета (сразу было высказано предположение, что это советский самолет, а не немецкий) в заболоченном лесу, который территориально уже был близ поселка Ульяновка, грибники показали Наталье Иевлевой и Роману Галямину — поисковикам из отряда «Иван Сусанин», что в Колпино под Санкт-Петербургом. Вскоре к месту падения самолета выехали поисковики из отряда «Иван Сусанин» под руководством Константина Москвина и отряда «Патриот» под руководством Алексея Федотова из Наро-Фоминского района Московской области. К этому моменту уже от местных жителей-старожилов стало известно, что еще в 1970-е годы в лесу находили небольшие фрагменты самолета, а также части одежды и даже человеческие останки. Поисковики у воронки, образовавшейся в результате падения самолета, примерно в радиусе 50 метров обнаружили торчавшие из земли рваные куски железа и алюминия. Благодаря этим фрагментам самолета была установлена марка разбившейся машины. Это Як-1 — советский одномоторный самолет-истребитель времен Великой Отечественной войны. Первый боевой самолет, разработанный конструкторским бюро под управлением авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева (1906–1989) как опытный истребитель И-26. После завершения государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. Производился этот одноместный самолет с 1940 по 1944 годы (всего было построено 8734 самолета всех модификаций). Машина, которой управлял Илья Лаврушев, была собрана на заводе № 292 в Саратове. Бортовое вооружение самолета — одна малокалиберная (20 мм) автоматическая пушка ШВАК (Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный) для стрельбы через ось редуктора двигателя и два скорострельных синхронных пулемета ШКАС (Шпитальный-Комарицкий авиационный синхронный). Истребитель развивал скорость до 569 км / час, высоту 5000 м набирал за 5,7 мин.

В лесу среди обломков самолета были обнаружены гильзы от авиационной пушки ШВАК 1942 г. выпуска и гильзы от крупнокалиберного пулемета, но не от ШКАСа. Вскоре экспертиза показала, что чуждые ШКАСу гильзы — гильзы от пулемета УБ (Универсальный Березина), причем на этом самолете стояли пулеметы 1943 и 1941 гг. выпуска соответственно. В воронке поисковики обнаружили обломанные куски лопастей, и это могло означать только одно: самолет падал с работающим мотором. Удар о землю и взрыв были такой силы, что элементы конструкции самолета отыскались даже в 100 и более метрах от воронки. Внимательно перебирая прилегающую к воронке почву, поисковики вскоре обнаружили вытяжное кольцо от парашюта и ракетницу. Это означало, что летчик погиб вместе с самолетом. В течение осени 2007 г. поисковые работы не были доведены до своего логического конца ввиду сильных дождей и рано выпавшего снега. Весной 2008 г., как только сошел снег и стало сухо, поисковики вновь приступили к работе в месте падения самолета. Были найдены обрывки планшетки летчика и кусочки мотора, на которых частично читался заводской номер мотора М−105 № 325-…65. Через несколько дней отыскались останки пилота. Благодаря архивно-исследовательской работе, проведенной Сергеем Сердюком (г. Москва) в Центральном Архиве Министерства Обороны (ЦАМО), были обнаружены контрольные списки на наличие и убыль самолетов и моторов, в которых говорилось о том, что самолет Як−1 № 39144 с мотором М−105 № 325–1165 состоял на учете в 287 истребительном авиационном полку (ИАП) 269 истребительной авиационной дивизии (ИАД) 14-й воздушной армии (ВА):

«…— Контрольный список на поступившие моторы за июнь 1943 года в 287 ИАП: 16 июня 1943 года мотор М−105пф № 325–1165 (завод № 26).

— Контрольный список на поступившие самолеты за июнь 1943 года в 287 ИАП: 16 июня 1943 года самолет Як−1 № 39144 (завод № 292)…».

После обработки архивных дел дивизии и полка удалось установить следующее. Самолет Як−1 № 39144 с мотором М−105ПФ № 325–1165 из состава 287 ИАП не вернулся с боевого задания 23 июля 1943 года. Его пилотировал летчик младший лейтенант Лаврушев Илья Алексеевич, 1923 г. р., уроженец Татарской АССР, города Елабуга. Отец Алексей Дмитриевич проживал по адресу: Удмуртская АССР, город Воткинск, улица Маяковского, д.106. Удалось также установить, что Илья Лаврушев был мобилизован в ряды Красной Армии Сарапульским РВК Удмуртской АССР. Также в архиве были найдены следующие документы, относящиеся к гибели младшего лейтенанта Лаврушева:

«Приказы по полку 17:01 — 31.12.1943 г.

Приказ по 287 ИАП 5 августа 1943 г., № 080 Действующая Красная Армия.

1. Самолет ЯК−1 № 39144 с мотором М−105 пф № 325–1165, не вернувшийся с боевого задания 23.07.1943 г., из боевого состава полка исключить. Основание: рапорт командира 2 АЭ (авиационной эскадрильи) 287 ИАП ст. л-та Борисова». Все документы, касающиеся Ильи Лаврушева, находятся в ЦАМО РФ: опись 18001, дело 635, лист 178: не вернулся с боевого задания 23.7.1943.

Установив имя пилота, поисковики обратились за помощью в поиске родных и близких погибшего к своим коллегам-поисковикам из Удмуртии. Руководители Удмуртского республиканского патриотического молодежного поискового объединения «Долг» (г. Ижевск) Фаиль и Наталья Ибрагимовы оповестили о находке поисковиков из города Воткинска. Поисковый отряд «Память» в городе Воткинск (руководитель Вера Владимировна Суслова) сформирован из школьников и воспитанников школы № 1. И вот здесь поисковиков ждал «сюрприз»: оказалось, что в этой школе когда-то учились родные племянницы погибшего летчика. В общем, вскоре удалось разыскать родного брата Ильи Алексеевича — Лаврушева Леонида Алексеевича.

Далее приведу фрагмент письма Леонида Алексеевича.

«…Своего брата, Илью, я почти не помню, но очень много слышал о нем от матери. Мне было чуть больше года, когда он, по рассказам матери, учился в летной школе города Сарапула. Им выдавали сухой паек, который он привозил домой, угощал меня маленького шоколадом. В Воткинске в первый год войны был свой военный аэродром, и на поле за железнодорожным вокзалом постоянно проходили учения. Перед тем, как уходить на фронт, на этом же поле были поставлены столы. Собрался народ, и были устроены проводы на фронт. Летчикам разрешили так повидать родных и попрощаться. Илья тогда привез много шоколада и по рассказам матери, я сидел у него на коленях, весь перемазанный шоколадом и улыбался во весь рот. Илья был направлен под Ленинград, на войну. Больше об Илье известий не было. Это был первый его вылет. И последний… Все годы, пока была жива мама, она его ждала, надеялась, что он жив и вернется… В феврале 2008 года поисковики из школы № 1 города Воткинска принесли приятную весть о том, что нашли моего брата…».

Останки младшего лейтенанта Ильи Лаврушева — уроженца нашей Елабуги — были торжественно погребены в присутствии родственников погибшего 12 сентября 2008 г. на воинском кладбище в поселке Красный Бор Тосненского района Ленинградской области. Так еще один солдат той войны — солдат, который долгие годы был неизвестным — обрел вечный покой.

 

P.S. К сожалению, фотографии Ильи Лаврушева мне найти не удалось.

Андрей Иванов, ученый секретарь ЕГМЗ №816(19) 7 мая 2014

Комментарии


Доброго дня, друзья.

Фото Ильи не осталось, но мать говорила, что они с братом очень похожи. С его разрешения мы использовали его фотографию примерно в возрасте, в котором погиб Илья.

В статье есть маленькая неточность. Алексей Федотов - боец отряда "Патриот" из Санкт-Петербурга, ныне уже боец поискового отряда "Иван Сусанин" г.Колпино.

В прошлом году начата реконструкция мемориала, где похоронен Илья. Должны были закончить к Победе 2015-ого. Не знаю, закончили или нет.

 

С уважением,

Константин Москвин

Константин Москвин. 12 мая 2015 в 16:59

  • Поиск

  • Реклама