Колонка обозревателя

Цивилизация потребления

Термины типа "капитализм" или "социализм" в наше время устарели и выглядят даже не архаично, а скорее археологически, словно кости вымерших динозавров. Мир и общество, в которых мы существуем, характеризуются сегодня совсем другими понятиями.
Таких слов, описывающих специфику современной цивилизации, много: глобальный мир, постиндустриальная экономика, постмодернистская культура и т.д. Но есть одна черта, которая давно стала важнейшей характеристикой нашего глобального мира, - мы, за исключением небольшого числа совершенно отсталых в экономическом плане стран, существуем в обществе потребления. Все мы, хотим того или нет, - потребители. И этот вектор цивилизации определяет жизнь людей в целом. Причем делает это практически незаметно и неощутимо для нас самих - ведь редко кто согласиться признать себя потребителем, хотя слово это имеет вовсе не оценочный характер. С другой стороны, нежелание признавать себя потребителем свидетельствует о том, что современный человек подспудно чувствует, что быть потребителем - недостойно его собственной природы.
В 1899 году американец Торстейн Веблен издал книгу "Теория праздного класса". Речь в ней шла не о миллионерах, а о наемных работниках. Веблен отметил, что часть этих людей зарабатывала больше, чем просто на неотложные нужды, и имела достаточно свободного времени. В итоге потребление у этой группы людей из элемента выживания превратилось в удовольствие и досуг, сделалось важной частью их жизни.
За прошедшие сто с небольшим лет эта особенность человеческого поведения стала доминирующей социальной чертой практически всех слоев населения в большинстве стран мира. Она - основа и двигатель мировой экономики. Просто у одних неограниченная возможность потреблять "блага цивилизации" - уже реальность, а у других - мечта, ради которой пашут в поте лица, рвутся получить образование, сделать карьеру или идут на преступления. И делают это чаще всего вопреки зову собственного сердца, только ради того, чтобы жить "не хуже других". В последнее время даже возник новый термин - "показное потребление". Это когда вещи приобретаются с целью повысить свой общественный статус в глазах окружающих.
Эрих Фромм в книге "Искусство любить", которую по-хорошему давно пора было бы включить в обязательную программу средней школы, писал: "В наши дни счастье человека состоит в "получении удовольствия". Удовольствие заключается в удовлетворении от потребления и "поглощения" товаров, зрительных впечатлений, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин - все это потребляется, поглощается. Мир - это один большой объект для удовлетворения нашего аппетита…". Далее он отмечает, что люди даже себя сделали объектом купли-продажи: "Вся наша культура основана на страсти к приобретению… Счастье для современного человека в том, чтобы с трепетом созерцать витрины магазинов и покупать все, что позволяют средства, за наличные или в кредит. Он (или она) так же смотрит и на людей. Привлекательная девушка для мужчины или привлекательный мужчина для женщины - вещь, которую они хотят заполучить. Что именно делает человека привлекательным, как физически, так и душевно, - зависит от требований моды".
Современный человек существует в неосознаваемом рабстве у досуга и собственных желаний, которые принципиально не могут быть удовлетворены. Здесь перед нами замкнутый круг: экономика, чтобы существовать, вынуждена различными, подчас весьма утонченными методами стимулировать рост потребления, а человек, соблазняемый все новыми возможностями, рекламой и модой, трудится отнюдь не на благо себе, а на экономику. Последняя вкладывает огромные средства в то, чтобы беспрерывно создавать и стимулировать все новые и новые искусственные, то есть изобретенные и придуманные, потребности. Словно белка в колесе, мы мчимся в бесконечной гонке на месте за призраком счастья, спутав его с комфортом, развлечениями и техническими возможностями, которые, в итоге, не приносят никакого душевного и смыслового удовлетворения.
Существует замечательное библейское выражение о патриархах, которые умирали "насыщенные днями", напитав свою душу миром, который любили и видели, и жизнью, которую прожили, - со всеми ее падениями и взлетами, болью и потерями. Удел современного человека, попавшего в сети потребления вещей, людей, впечатлений, событий - конечная душевная пустота, скука и страх перед смертью, которая не приносит удовлетворения от прожитой жизни. Человек, не насытившийся жизнью, а часто и не живший вовсе, не имевший возможности реализовать свой потенциал (божьи дары) в бессмысленной работе на экономику и промышленность, неизбежно боится умирать. Это - один из самых сильных страхов нашей глобальной цивилизации, в основе которого лежит глубокая неудовлетворенность жизнью.
Есть ли выход из этой круговерти? Как ни странно, он достаточно прост и лежит на поверхности. Чтобы обрести свободу от утонченных форм современного "добровольного" рабства, достаточно понять свои настоящие потребности и желания и следовать им, а не соблазнам цивилизации. Об этом же, кстати, постоянно говорил Христос. В русской версии Нового завета места эти переведены неудачным глаголом "покайтесь". В греческом подлиннике стоит глагол "метаноите", что означает - перемените образ мыслей, измените свое сознание, смотрите на мир своими глазами. И - будете свободны.
Другой вопрос: а нужна ли человеку современной цивилизации эта самая свобода?

А. Куклин

№407(27) 5 июля 2006

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама