Это интересно

Исаак Гинзбург: «недосягаемая величина»

28 марта 2010 г. одна из учениц Исаака Павловича Татьяна Сидак разместила на сайте «Проза. ру» — крупнейшем российском сервере современной прозы — мемуары «Об Учителе», посвятив их Гинзбургу. Среди ее воспоминаний особо интересен следующий фрагмент: «Вспоминается время, когда мы были его студентами, наша однокурсница Нелля Холодкова спросила Исаака Павловича: «В чем счастье?». Мы его так уважали и любили, что, затаив дыхание, ждали ответа, который тогда нас как будто разочаровал. «РАБОТАТЬ надо, дорогие мои!», — он сказал. А теперь, когда мы достигли тех же лет, сколько было ему, если бы меня спросили о счастье, я бы не нашла другого ответа.<… >, если бы была введена единица измерения человеческой доброжелательности, толерантности и т. п., то Доброжелательность в 1Ги (Гинзбург) была бы очень большой, почти недосягаемой для большинства величиной!!».

Все, кто знал Гинзбурга и оставил воспоминания о нем, отмечают его особую доброту, заботу о коллегах и своих учениках…

Исаак Гинзбург принадлежит к поколению замечательных отечественных ученых-аэрогидромехаников, питомцев Ленинградского университета, чье научное творчество начиналось в предвоенные годы.

Работы Гинзбурга, выполненные в 1930-е годы, показывают направленность его научных интересов: проблемы турбулентности и гидрогазодинамики.

В военное время Исаак Гинзбург оказался среди группы ученых ЛГУ, эвакуированных в Елабугу. Ввиду сложного положения на фронтах (враг активно приближался к городу на Неве) несколько лабораторий факультетов и институтов Ленинградского университета 19 июля 1941 г. были эвакуированы в Елабугу — небольшой городок в ТАССР. Здесь возник филиал ЛГУ, разместившийся в огромном здании, построенном еще в дореволюционное время на средства елабужских купцов Стахеевых как епархиальное женское училище. Вместе с руководителем аэродинамической лаборатории ЛГУ Максимом Антоновичем Ковалевым (1906–1970) и П. Г. Макаровым (о нем не удалось найти никакой информации) Исаак Гинзбург под руководством академика Владимира Ивановича Смирнова (1887–1974), возглавившего в Елабуге аэродинамическую группу, выполнял задания Государственного Комитета Обороны по исследованию аэродинамики оперенных снарядов, мин и авиабомб. Позже за эти работы и в связи со 125-летием университета, отмечавшемся в 1944 г., В. И. Смирнов, И. П. Гинзбург и М. А. Ковалев получили государственные награды. Сам Исаак Павлович Гинзбург по материалам исследований военных лет, в том числе по «елабужским» материалам и исследованиям, подготовил докторскую диссертацию, которую защитил в 1944 году. Затем диссертационный материал вошел в монографию «Устойчивость движения и кучность боя мин и реактивных снарядов» (1949 г.). Работа состоит из двух частей: первая часть «Устойчивость движения и кучность боя мин и авиабомб» включает в себя 8 глав, а вторая часть — «Устойчивость движения и кучность боя реактивных снарядов» — 4 главы. В приложении к монографии изложены методы определения аэродинамических сил и их коэффициентов, и можно уверенно обозначить, что данная монография была одной из первых в специальной литературе на эту тему. Впрочем, обратимся к штрихам биографии этого человека, ведь о нем знают разве что специалисты той области, в которой работал ученый.

Исаак Гинзбург родился в местечке Монастырщина Смоленской губернии 10 марта 1910 г. После окончания школы в 1927 г. он поступает в Ленинградский государственный университет на математико-механическое отделение, которое окончил в 1931 г. С этого времени он полностью погружен в Науку…

Исаак Гинзбург успешно окончил университет в 1931 г. Годы его учебы в аспирантуре под руководством математика и одного из создателей современной динамической метеорологии Николая Евграфовича Кочина (1901–1944), а также математика, гидромеханика и метеоролога Ильи Афанасьевича Кибеля (1904–1970) завершились в 1937 году защитой кандидатской диссертации на тему «К вопросу о движении реальных газов при больших скоростях». В конце 1930-х годов Гинзбург опубликовал работы, посвященные исследованию распространения волн взрыва и теории корабельных волн. Первая печатная работа — статья «К вопросу о распределении скорости по сечению потока в случае равномерного движения (некоторые замечания по теории равномерного турбулентного движения)» — была опубликована в сборнике трудов Академии Наук СССР в 1935 году.

В мемуарах уже упомянутой выше Татьяны Сидак о Гинзбурге читаем следующее: «Его кабинет был открыт всегда и для всех. Приходил он в 9 часов утра и уходил не раньше 10 часов вечера, причем, закрывая дверь на ключ, он часто сокрушенно говорил: «Опять я сегодня ничего не успел сделать!» Мы знали, что это так, потому, что он занимался нашими проблемам, а свои откладывал на потом! Он «не успел» получить звание Заслуженного деятеля науки РСФСР, хотя его ученики почти все необходимые документы подготовили, а ему было «некогда» пойти в отдел кадров ЛМИ, чтобы взять имеющийся там огромный список своих трудов, другому лицу не положено было выдавать, хотя потом с большим опозданием ввиду исключительного отношения к личности И. П. Гинзбурга мне выдали этот список, но мы так и не успели…»

В 1946 г. Гинзбург был приглашен на должность профессора в Ленинградский Военно-механический институт (ЛВМИ). Одновременная работа в двух высших учебных заведениях разной направленности позволила И. П. Гинзбургу, с одной стороны, внести в исследования, проводимые в ЛГУ, понимание проблем современной техники, а, с другой, обогатить и усилить решение прикладных задач в ЛВМИ применением современной математической теории, т. е. соединить университетскую (академическую) науку и инженерные проблемы новой авиационно-космической техники. С 1946 г. начинается основной этап творческой биографии Исаака Павловича, связанный с кафедрой гидроаэромеханики и газодинамической лабораторией (ГДП) в ЛГУ и кафедрой аэрогазодинамики и динамики полета в Военно-механическом институте, которые стали центрами исследований по прикладной газодинамике в Ленинграде благодаря его научной и организаторской деятельности. В 1950-е годы Гинзбург публикует ряд статей, продолжая исследования предвоенных лет. Так, в работе «О расчете гидравлического удара в трубах переменного сечения» (1952 г. в соавторстве с Д. Н. Волковым) приводится решение этой задачи. В 1969 г. на кафедре была организована проблемная научно-исследовательская лаборатория (ПНИЛ).

В истории кафедры, которой свыше 30 лет руководил Гинзбург (с 1949 по 1979 гг.), можно выделить четыре этапа. Первый этап (1949–1958 гг.) — период становления кафедры; в 1949 г. началось еженедельное проведение научных семинаров, которых за 30 лет было проведено более тысячи.

Второй этап (1958–1969 гг.). В эти годы эпоха космических исследований полностью востребовала научный потенциал Гинзбурга и его организаторские способности. В 1957 г. под его руководством был проведен Первый Всесоюзной семинар по газовым струям, собравший сотни специалистов ведущих организаций страны. Основным научным направлением в течение многих лет (с 1959 г.) стали исследования сверхзвуковых газовых струй. Полученные результаты, их значимость для науки и технических приложений (в первую очередь для ракетно-космической техники) позволили говорить о создании научной школы в этой области прикладной газодинамики.

Третий этап развития кафедры (1970-е годы) — продолжение исследований для ракетной техники; обобщение результатов в докторских диссертациях и монографиях учеников Исаака Павловича. Далее кафедра развивалась уже без Гинзбурга…

 

Андрей Иванов, ученый секретарь ЕГМЗ №811(14) 2 апреля 2014

Комментарии


До сих пор с сожалением вспоминаю об украденной у меня книге И.П. Гинзбурга "Теория вращающихся артиллерийских снарядах"

Владимир38 17 сентября 2015 в 13:57

  • Поиск

  • Реклама