Это интересно

«Загадочная» болезнь

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен Генеральной ассамблеей ООН от 21 января 2008 года с целью подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни. Чтобы подробнее узнать об этом, мы встретились со старшим преподавателем кафедры психологии Елабужского института КФУ Оксаной Макаровой. Она читает лекции по специальной психологии и коррекционной педагогике, в рамках которых рассматривается проблема аутизма. Сегодня психолог рассказала, чем такие люди отличаются от обычных, и о возможных причинах этого заболевания.

— Аутизм — некое патологическое состояние, в популярной науке его также называют «загадочной» болезнью. Такие дети действительно своеобразны, для них характерны противоречивые поступки. Они связаны с тем, что некоторые дети, кроме проблем в познавательной сфере, могут быть одаренными в отдельных областях. Такие ребята не умеют общаться, особенно отличается их эмоциональная сфера. Кажется, что они холодные, отчужденные, но на самом деле очень ранимые и чувствительные. Как правило, у них преобладает монологическая речь над диалогической. У аутистов очень хорошая механическая память: услышав диктора по телевизору, спустя время ребенок может повторить всё слово в слово. Долгое время у них отсутствует местоимение «я», они говорят о себе в третьем лице.

— В какие игры играют дети-аутисты?

— Как правило, отдельно от всех остальных ребят, для них характерно наблюдение за сверстниками, игра со стороны. У таких детей преобладают стереотипные действия и использование обычных предметов в качестве игрушек. Например, они могут часами переливать воду из одной банки в другую, расставлять игрушки в ряд по цветам.

— Как они развиваются интеллектуально?

— Здесь бывают разные варианты. Аутизм может граничить с интеллектуальной недостаточностью, но это не самое главное. Он значительно отличается от умственной отсталости.

— В чем причина появления этой болезни?

— По этому поводу очень много споров. В последнее время господствует теория об органическом повреждении головного мозга. Также часто говорят о наследуемости данного заболевания. Бывают семьи, у которых из поколения в поколение наблюдаются аутистические признаки. Но в то же время это может быть единичный случай в роду. На сегодняшний день ген аутизма не обнаружен, механизмы наследования не изучены. Известно только, что обязательными условиями здесь является наличие патологий беременности, родов (родовых травм, асфиксии при родах) или каких-то проблем в первые годы жизни.

— Как можно выявить это заболевание?

— Дети не реагируют поворотом головы на звуки, не следят взглядом за перемещением объекта, не реагируют на взрослого.

— Как можно охарактеризовать современную ситуацию в данной области?

— В книге «Аутичный ребенок: пути помощи», которая была опубликована в 1997 году, О. С. Никольская и ее соавторы указывают, что признаки аутизма встречаются в 4–6 случаях из 10000. По некоторым данным сегодня это от 10 до 20 детей на 10000. Но не нужно пугаться. Дело не в том, что участились случаи аутизма, а в повышении уровня квалификации специалистов, проще стало выявлять и диагностировать это заболевание

Александра Попова №811(14) 2 апреля 2014

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама