...

Бернат Мункачи: мимоходом в Елабугу

154 года назад, 12 марта 1860 г. в городе Надьварад (указывается и как Надь Варад, а ныне это румынский город Орадя), что в Трансильвании (историческая область на северо-западе Румынии) родился известный венгерский языковед, этнограф, литературовед и фольклорист Бернат Мункачи. Исследования Берната Мункачи — огромная коллекция языковых текстов, выводы из истории, сравнительного языкознания и диалектологии народов Поволжья и Западной Сибири — продолжают оставаться и сегодня актуальными и ценными. Проблема лишь в том, что в основной своей массе труды Берната Мункачи все еще не переведены на русский язык…

В 1882 году Мункачи окончил обучение в Королевском венгерском научном университете Будапешта, определив сферу своих научных интересов — изучение финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Западной Сибири (удмурты, ханты, манси, чуваши и др.) и их языковые и культурные связи с венграми. Очень серьезно Бернат Мункачи относился к работе по сбору первичных данных, записывая произведения устного народного творчества. В 1885 г. он находился в России, где с целью изучения местного населения посетил 6 уездов, в том числе и Елабужский.

Пожалуй, познакомил российских языковедов и фольклористов, специализирующихся на культуре финно-угров, с Мункачи удмуртский поэт и литературовед Анатолий Николаевич Уваров (1933–2005). С 1970 г. он занимался переводом венгерской поэзии и прозы с языка оригинала. В 1983 г. в Ижевске была издана книга «Подарок Мункачи» («Дневники, сообщения, статьи об удмуртах и их песни и сказания, записанные Бернатом Мункачи»), составителем которой выступил Уваров. Книга эта объемом в 192 страницы сегодня является библиографической редкостью. Частично благодаря Уварову выдержки из дневниковых записей Мункачи были представлены в Альманахе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «Памятники Отечества»: «Полное описание России. Удмуртия» (выпуск № 33; № 1–2, 1995 г.). В этом фрагменте дневников, названном «Среди удмуртов» (стр. 22–26 указанного издания), читаем: «10 апреля 1885 года по поручению Венгерской академии наук я отправился к родственникам по языку — удмуртам, чтобы там вести научные исследования по языкознанию. Первым пунктом моего назначения была Казань, куда прибыл 25 апреля, проделав путь через Варшаву, Москву и Новгород.

Я не смел верить своим ушам, когда в тот день один из моих спутников сказал о том, что мы уже находимся в Казани; увидев город, Мекку финско-угорских языковедов, я невольно зашептал молитву радости и благодарности, здесь я наконец уже мог начать свою работу. <… >

К тому времени в семинарии удмуртских учащихся было трое. Ко мне Ильминский (Ильминский Николай Иванович  / 1822–1891 /  — выдающийся русский миссионер, педагог, востоковед, переводчик; в 1872 г. был назначен директором Казанской инородческой учительской семинарии, — прим А. И.) приставил как знатока удмуртского языка одного из них — Николая Ивановича Иванова, который затем и стал лучшим моим другом, спутником и сподвижником. Выходец из Сарапульского уезда<… >, он в семинарии был одним из наиболее прилежных и, наверное, одним из самых интеллигентных учащихся из всех удмуртов; он основательно знал свой язык, целиком и полностью проникся целью моего приезда, программой моей работы, в которой проявил себя отличным знатоком».

Отправившись 4 июля на повозке в путь из Сарапула, Бернат Мункачи и его спутник Николай Иванов в одной из деревень побывали на двух «сюанах» (сюан — свадебный пир у удмуртов в доме невесты). В «Дневнике» Мункачи запишет: «Одной из особенностей празднования «Куарсура» является стечение «сюанов» — свадеб». Куарсур (буквально «Праздник травы») — так удмурты называли Петров день, наступающий 12 июля.

О песнях, которые Мункачи услышал и записал, сообщает следующая запись в «Дневнике»: «Мелодия удмуртской народной песни протяжная, грустная, словно публику песнею хотят заставить плакать». Застал Мункачи и «настоящий удмуртский юмшан-гулянье». Юмшан у удмуртов — это гуляние, обряд праздничного хождения по домам. Мункачи сообщает о юмшане в селе Люк следующее: «Молодежь в такое время ходит из дома в дом и то во дворе, а то в корка-избе (национальное жилище удмуртов — корка — в русском языке имело эквивалент — изба, — прим. А. И.) исполняет шаловливые танцы-забавы, в которых конечно, принимают участие и девушки. Но какие это девушки! Они ради парней и для них танцуют; без спроса на колени садятся, но это не означает то, что есть у нас, а всего-навсего простое рукопожатие или улыбку». 17 июля Мункачи покинул удмуртское село Люк, переправился через реки Вылга и Ува и вечером этого же дня был в Мултане. Далее маршрут был таким: через Зуру (в 85 км к северу от Ижевска) и Пургу (село Малая Пурга в 37 км от Ижевска, на границе с современным Татарстаном) Мункачи поехал в Шаркан (современное положение села — в 30 км к северу от Воткинска).

Передвигаясь от села к селу, Мункачи никакого фольклорного материала, заинтересовавшего его, не нашел. Однако в Шаркане он познакомился с учительствовавшим в земской школе Григорием Егоровичем Верещагиным (1851–1930) — удмуртским писателем, просветителем-демократом и этнографом, священнослужителем. Вскоре Мункачи оказался в Актэмыре (ныне Елкибаево) — деревне, входящей в состав Елабужского уезда. Здесь он заинтересовался роскошными удмуртскими женскими нарядами, богато украшенными серебряными монетами. 31 августа Бернат Мункачи попрощался с Актэмыром и удмуртами. «Свои задачи, — записывает Мункачи в «Дневнике», — которые передо мной поставила Венгерская академия наук, я выполнил; удмуртский языковой материал был собран. Быстро добрался я до Елабуги. Здесь была чувствительная прощальная сцена с Николаем, мы сердечно обнялись и поцеловали друг друга. Он вернулся домой, к удмуртам. Я уехал в Казань, чтобы, немного отдохнув, навестить другую ветвь наших языковых родственников — чувашей».

Вот, собственно, и все, что касается визита в Елабугу 31 августа 1885 г. выдающегося венгерского ученого Берната Мункачи.

В 1887 г. Мункачи издал в Будапеште книгу «Народнопоэтические традиции удмуртов», ставшую первой попыткой жанрового осмысления песенных текстов завятских удмуртов и представившую научному миру в том числе и фольклор, записанный в Елабужском уезде.

В 1904 г. Мункачи организовал Венгерский комитет Международного общества Средней и Восточной Азии. В 1915–1916 годы Мункачи находился в Эстергомском лагере для военнопленных (Эстергом — город в Венгрии на берегу Дуная), где записывал тексты от 25 плененных в ходе Первой мировой войны солдат-удмуртов. Собранный богатый фольклорно-этнографический материал Мункачи распределил по жанрам. Песни вошли в последний, самый обширный раздел сборника (227 страниц текста). В основе классификации песенных текстов лежит функционально-тематический принцип: рекрутские, песни о любви («печальная любовь, счастливая, любовные комплименты, советы и рассуждения»), свадебные (описание приезда гостей, хвалебные песни хозяевам, застольные) и песни смешанного содержания (песни о родине, об окружающей природе, о поклонении Богу, о дружбе и любви, о жизненных заботах и переживаниях).

Монументальный труд Мункачи «Народные обычаи и народная поэзия удмуртов» вышел уже после смерти ученого, в 1952 году. Эта книга оценена как «поистине энциклопедия патриархальной жизни удмуртов конца XIX и начала XX столетия, высказанная устами полуграмотных и неграмотных крестьян в солдатской одежде». Состоит она из 16 разделов, в которые вошли небольшие рассказы (из народной жизни, народные верования, медвежий культ и охотничья жизнь, жертвы и моления, о колдовстве, сказки); загадки, поговорки, песенные тексты, детский фольклор (считалки, детские песни, колыбельные). По завятским удмуртам в книгу вошли 270 песен и три этнографических рассказа. Песенные тексты распределены по диалектам (казанский, елабужский, самарский, сарапульский, уфимский, глазовский).

Остается отметить, что Мункачи привел этимологию этнонима булгар: булгар — «пять угров», союз «пяти племен» (огур — «рогов, быков»; см. Muncacsi. Ethnographia, VI, Budapest, 1945, стр. 280–281). К тому же ученый считал, что мусульманство распространилось среди булгар в VIII веке…

21 сентября 1937 г. Бернат Мункачи покинул этот мир…

Андрей Иванов, ученый секретарь ЕГМЗ №808(11) 12 марта 2014

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама