ВЕрнисаж

Чародеи сценических костюмов

  «Необычная» — это слово все чаще приходится использовать, рассказывая об очередной экспозиции, открывающейся в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника. И действительно, то, что предстало зрителям, пришедшим 6 февраля на открытие выставки «Флора и фауна русской сцены», было неожиданным и прежде в Елабуге невиданным. И это не удивляет, ведь экспозиция предоставлена Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства, а подобных музеев, связанных с историей театра, в нашей стране только два, и оба расположены в столичных городах.

На выставке экспонируются 15 сценических костюмов и более 60 их эскизов, выполненных различными, в том числе очень известными художниками, к театральным постановкам: балетам, операм, спектаклям. Они шли в Мариинском и Эрмитажном театрах Санкт-Петербурга, в парижском Гранд-опера, в Большом театре Москвы, в ленинградских государственных театрах оперы и балета, юных зрителей, кукол-марионеток и на других сценах. Временной диапазон в целое столетие дает представление о том, как менялась стилистика костюмов, от которых во многом зависело создание того или иного сценического образа.

Эскизы Ивана Всеволожского составляют фактически половину всех представленных работ. На выставке можно увидеть также его костюмы, созданные к балету «Прелестная жемчужина» Р. Дриго и «Времена года» А. К. Глазунова. В последнем — эскиз костюма Инея художник выполнил специально для легенды русского балета Анны Павловой.

Выставка дает возможность сравнить, насколько отличается у различных художников видение одних и тех же персонажей. Особенно если речь идет об одной и той же постановке. К примеру, о балете «Байка про лису, петуха, кота да барана» И. Ф. Стравинского, который был представлен в 1922 году в Гранд-опера труппой «Русский балет Дягилева» (художник Михаил Ларионов) и пять лет спустя в Ленинградском государственном театре оперы и балета (художник Владимир Дмитриев).

Привлекают к себе внимание эскизы костюмов художников Исаака Рабиновича к балету «Спящая красавица», Николая Бенуа к опере «Сон в летнюю ночь», Антонины Анушиной к спектаклю «Красная Шапочка», Татьяны Бруни к балету «Доктор Айболит».

Выступая на открытии выставки, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Г. И. Погодина рассказала, как возникла идея создания подобной экспозиции и каким образом их музей стал обладателем уникальных театральных костюмов.

— Мы унаследовали костюмерную императорских театров, — сказала она. — Они содержались не так, как частные. В последних костюмы часто перешивались, и поэтому они до нас не дошли. А в императорских театрах эти костюмы хранились. После революции долго думали, что же с ними делать. И решили создать прокат, где любой желающий мог взять их на какое-то время за небольшую плату. И прокат этот достаточно долго существовал. Но шли годы, и костюмы, конечно, ветшали. И вот однажды пришли работники санэпидемстанции, которые сказали: «Всё, мы вас закрываем». А костюмов там было очень много, порядка двух с половиной тысяч. В то время нашим директором являлась Ирина Викторовна Евстигнеева. Она ничего не побоялась и сказала: «Я их заберу». И вот мы, сотрудники музея, надели противогазы, «окунулись» в сундуки и стали вынимать оттуда костюмы. Признаюсь, мы были потрясены великолепием материалов — бархата, глазета, тафты, шелков, тонкостью и изяществом декорирующих их отделок. Там оказались костюмы, выполненные по эскизам Константина Коровина, Льва Бакста, Николая Бенуа. То есть это весь цвет Серебряного века, «мирискусники». Были и более ранние костюмы. Мы их вытряхивали, развешивали. Когда были деньги, приглашали реставраторов, они их приводили в порядок. Так потихонечку мы их восстановили и стали экспонировать. Показывали не только у себя в Петербурге, вывозили в Японию и даже в Австралию.

Выставку «Флора и фауна русской сцены» мы решили приготовить, по сути, для родителей, которым приходится своим маленьким детям, например, к Новому году придумывать какие-то костюмы. Конечно, это всегда вызывает затруднения: как сделать, из чего шить? Вот мы и захотели помочь детям и их родителям. Но выставка, конечно, оказалась интересной более широкому кругу зрителей.

Сценические костюмы, которые вы видите в экспозиции, — это наше последнее не столь давнее поступление. Коллекция принадлежала замечательному танцовщику, балетмейстеру и педагогу Никите Александровичу Долгушину. Она, в частности, включает костюмы, созданные к балетам «Павильон Армиды», «Вальпургиева ночь» и «Жар-птица». Часть из них выполнена по эскизам Николая Бенуа.

Делясь своими впечатлениями о Елабуге, Г. И. Погодина сказала, что городу не хватает театра. И, может быть, в Елабужском музее-заповеднике осознали это раньше других, создав недавно свой документальный театр «МИФ».
 

Людмила Пахомова №804(7) 12 февраля 2014

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама