Азбука профессий

«Добро возвращается добром»

 Служб такси сегодня в избытке. Даже в нашем маленьком городке их насчитывается с десяток. Однако по-настоящему хорошие водители, назубок знающие город, даже в самих службах ценятся на вес золота. Один из таких работников — Вильдан Имамов — стал нашим сегодняшним собеседником. В этой сфере, как и в любой другой, для успеха главное не опыт, а отношение к своему труду. Вильдан из четырех лет водительского стажа более трех работает в такси, и на сегодняшний день это его основная и любимая деятельность.

— На своей первой машине «Ока» я начинал работать на доставке роллов и пиццы. Изучал город, примерялся. Но уже через месяц ушел в такси, тогда еще в службы принимали малолитражки (улыбается). Позже купил себе «девятку», поработал какое-то время в Набережных Челнах, но потом все равно вернулся в елабужскую службу.

— Сложно ли запомнить карту города со всеми названиями улиц и номерами домов?

— Трудности возникают только в тех местах, где пересекается много улиц. Например, верхняя часть нашего города любому человеку вполне понятна. А вот нижнюю просто так не запомнить. Есть такие улицы, где дома расположены как будто в случайном порядке. А в Челнах самое главное — знать комплексы, потому что там нумерация зданий вообще не подчиняется логике (смеется), и напротив первого комплекса может быть, скажем, 18-й, а какого-то номера нет вообще.

— Раньше диспетчеры отмечали на карте местоположение каждой машины, сейчас службы работают через интернет-программы. Расскажите о плюсах и минусах старой и новой формы работы.

— Если сама программа не «глючит» и интернет работает без перебоя, то минусов практически нет. Это гораздо проще: всегда сам видишь, какой ты по счету в очереди на заказ, диспетчер видит, где ты находишься, нажал на кнопку — и клиент получил sms-сообщение со всей необходимой информацией.

Со старыми телефонами и рациями было гораздо больше волокиты. Особенно с рациями. Бывает, спрашиваешь диспетчера, выходит клиент или нет, в это же время кто-то еще выходит на линию с ним, тебя не слышат, не отвечают или отвечают невпопад, сам ты в итоге нервничаешь и путаешься.

Что касается позывных, которыми пользовались службы такси во времена раций, телефонов и карточек, необходимость в них отпала. Хотя по привычке или по традиции некоторых водителей до сих пор именуют кодовыми словами. Наш собеседник с самого начала своей работы в этой сфере был и остается Спартаком — за любовь к этому футбольному клубу и футболу вообще.

К слову, в детстве Вильдан мечтал стать футболистом, и это желание нельзя назвать несбывшимся: сегодня он играет за елабужский клуб «Старт», принимающий участие в городских соревнованиях. Возможно, в скором будущем ребята выйдут и на республику.

— Чем занимается водитель от заказа до заказа?

— По-разному бывает. В Челнах я прочитал несколько книг, сейчас можно «поубивать» время и в интернете, поскольку он всегда подключен на сотовом.
Еще можно с помощью той же программы списаться с другими водителями, которые свободны, встретиться, поболтать, выпить кофе.

— Некоторые в такси подрабатывают, а для Вас это основная работа. Сколько времени нужно находиться на линии, чтобы получать нормальный заработок?

— Как такового почасового графика нет. У меня есть своя «планка» — сумма, не заработав которой я не ухожу. Но не припомню такого, чтобы приходилось работать дольше 12 часов.

— Разные люди встречаются среди клиентов?

— Очень разные. За все время работы в такси я, наверное, познакомился со всеми существующими типами характеров. Проще всего с девушками и женщинами. Хотя и мужчины нередко оказываются приятными в общении, иногда рассказывают интересные истории или изливают душу. Бывают, конечно, «кадры», которые, к счастью, мне нечасто попадаются.

Да и к нетрезвым пассажирам со временем вырабатывается иммунитет.

Хотя у меня был один случай, после которого я уже задумался об уходе из такси. Подвыпившие пассажиры подрались на заднем сиденье. Благо произошло это рядом с КПП таможни, и охранники помогли мне решить проблему. Машину пришлось сразу отвезти в мойку, потому что салон был изрядно выпачкан кровью.
Потом, правда, успокоился, поработал какое-то время днем (до этого выходил почти всегда в ночь). Теперь езжу без боязни, тем более у нас, как и во всех службах, есть тревожная кнопка.

— Как она работает?

— Когда водитель нажимает ее, диспетчер сразу выходит на связь. И если что-то случилось, он может оповестить через чат одновременно всех водителей. Однажды появилось сообщение о том, что на водителя напали, и все, у кого была возможность, поехали к указанному адресу. Некоторые (я в том числе) — с пассажирами. В общей сложности на месте оказалось более двух десятков машин. А конфликт заключался в том, что разбушевавшийся клиент (мужчина очень внушительных габаритов) отказался платить и стал буянить. Но численный перевес и скорость реакции сделали свое дело (смеется).

— То есть служба такси — это серьезная сила?

— Некое братство таксистов все-таки есть. Если ты не поможешь другому, пусть незнакомому человеку, сам рано или поздно окажешься в неприятной ситуации. А добро всегда возвращается добром.

Водительская солидарность и вежливость на дороге для работников служб такси — действительно важная вещь. И мне, и моим знакомым не раз помогали случайно проезжающие мимо таксисты. Особенно сейчас — зимой, когда легко застрять в снегу или машина просто не заводится с утра, они всегда готовы помочь. Да и в дорожном опыте тягаться с ними могут разве что дальнобойщики.

— Как Вы думаете, стоит ли женщинам пробовать себя в такой работе?

— Можно, если есть уверенность в себе и своих силах. Хотя, если честно, свою девушку или жену я бы не отпустил на такую работу. Тем более ночью. А среди моих знакомых девушек-таксистов почти все работают ночью, и я, если честно, не знаю, сколько в них смелости. Хотя у них всегда есть с собой электрошокер или газовый баллончик, но ведь разные люди и случаи бывают.

— Достаточно ли в Вашей работе быть хорошим водителем? Или необходимо все-таки быть еще коммуникабельным человеком?

— Очень нужно быть общительным и находить общий язык с любым человеком. Потому что людям должно нравиться ездить в такси. Повторюсь, у меня были случаи, когда мне изливали душу, даже иногда приходилось советовать и поддерживать клиента. А однажды в Челнах девушка села в машину и все 6–7 километров она молча плакала. Даже денег с нее не хотелось брать, и сказать было нечего. Видимо, что-то случилось, что нужно было просто выплакаться. Хотя, конечно, я нервничал всю дорогу, потому что не люблю, когда женщины плачут (улыбается). Так что таксисту иногда даже психологом быть приходится.

На сегодняшний день Вильдан Имамов полностью доволен своей работой и менять ее в ближайшем будущем не хочет. Однако признается, что если настанет время завести семью — от такси придется отказаться, потому что работа работой, а по вечерам нужно быть дома.

Евгения Исаева №803(6) 5 февраля 2014

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама