НЗ: надо знать

Если из ячейки украли вещи

Гражданка А., зайдя за хлебом в расположенный рядом с домом магазин с ранее купленными продуктами, для экономии времени попыталась пройти в торговый зал с сумками. Однако сотрудники потребовали оставить личные вещи в камере хранения, что она и сделала.

Открыв после совершения покупки ячейку, в которой оставила вещи, А. с ужасом увидела пустую полку: оставленные вещи, в том числе дорогая сумка с документами, пакет с продуктами исчезли.

Она тут же обратилась в администрацию магазина, которая невозмутимо указала на вывешенную информацию о том, что за сохранность вещей, помещенных в камеру хранения, администрация магазина ответственности не несет.

Что же в этой ситуации следовало делать гр. А?

В первую очередь ей следовало вызвать в магазин сотрудников правоохранительных органов для составления акта о краже, подтвердив данный факт, например, свидетельскими показаниями, фото- и видеозаписями. Это очень поможет найти виновника случившегося.

В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. Принято считать, что, сдав сумку, потребитель заключает с магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. А принуждать покупателя к заключению такого договора не может никто. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который прописан в статье 421 Гражданского кодекса.

Если же работники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пустят в магазин, то вы вправе потребовать книгу жалоб и предложений и оставить в ней соответствующую запись с указанием о нарушении прав потребителей. Ведь отказывая во входе, магазин нарушает принцип публичности договора (ст.426 ГК РФ), поскольку магазин не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар или оказать услугу (занесенная в зал сумка продаже никак не препятствует).

Работники магазинов, как правило, говорят, что за вещи, сданные в камеру хранения, они ответственности не несут. И тем самым вводят покупателей в заблуждение. Поскольку магазин заключает публичный договор хранения вещей с посетителями в тех случаях, когда они сдают свои вещи на хранение, то на основании главы 47 ГК РФ договор хранения предполагает передачу вещи и ее последующий возврат, а основная обязанность хранителя — обеспечение сохранности имущества. В соответствии со ст.891 ГК РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданных на хранение вещей.

В случае кражи вещей магазин несет гражданско-правовую ответственность, то есть должен возместить потребителю причиненный материальный ущерб. Покупатель в свою очередь должен подтвердить размер материального ущерба документально, например, чеками или квитанциями об оплате.

Чтобы избежать неприятных моментов, можно сообщить работнику супермаркета, что вы принесли с собой в зал аналогичные товары, купленные ранее в другом месте, или попросить упаковать товары. Требование сотрудников магазина, охранников, администратора показать сумки при входе или выходе (после оплаты товара) незаконно. Это собственность гражданина, а осмотр личных вещей могут производить только работники правоохранительных органов.

Если же в магазине предоставляется дополнительная услуга по упаковке личных вещей потребителя в пакеты, то можно воспользоваться этой услугой и пройти в зал с упакованными вещами.

Гр. А. было рекомендовано написать заявление в двух экземплярах в адрес магазина с требованием о возмещении понесенного ущерба, а один экземпляр заявления с отметками о дате приема и подписи сотрудника магазина оставить себе. При отказе в решении вопроса добровольно потребителю А. остается обратиться в суд, который поможет восстановить нарушенные права.
 

Набережночелнинский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ №801(4) 22 января 2014

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама