Байка на неделю

Спор студента с преподавателем

  Бывает, что к психологу обращаются по поводу того, как развить («если вообще это возможно») способности видеть множество («ну или хотя бы несколько») возможных решений одной проблемы. Естественно, обратившиеся к психологу хотят еще и научиться выбирать лучшее решение из всех возможных вариантов…

Тема эта, безусловно, щепетильна и остра, поскольку у каждого свои «проблемы», которые надо решить с максимальной пользой для себя…

«Как появляются варианты??? Решения сами собой рождаются или приходится их прорабатывать большими усилиями???» — вот лишь некоторые из вопросов, задаваемые психологу, от которого часто ждут конкретных рекомендаций к действию. Бывает, что он их дает. Но психолог не в силах изменить то, что способен изменить сам человек. По этому поводу байка недели.

 

Спор студента с преподавателем

Это было не так уж и давно… Преподаватель одного всемирно известного университета обратился к Эрнесту Резерфорду (1871–1937) — президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по химии 1908 года — за помощью. Дело в том, что этот преподаватель собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, который утверждал, что заслуживает высшего балла. Это, вероятно, покажется достаточно странным, но в результате спора по поводу оценки преподаватель и студент решили обратиться за помощью к «незаинтересованному арбитру», и выбор пал на Резерфорда. Экзаменационный вопрос, доставшийся студенту, гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра.»

Студент на этот вопрос дал такой ответ: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на веревке, а затем поднять барометр обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания». Случай был действительно сложный: с одной стороны, ответ был абсолютно полным и верным, но с другой стороны, экзамен был по физике, а данный ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

Резерфорд предложил студенту попытаться ответить еще раз, дав ему несколько минут на подготовку. При этом Резерфорд предупредил студента, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении отведенного на подготовку времени экзаменационный лист студента был абсолютно чист. Резерфорд посчитал это как отсутствие ответа, но студент заявил, что у него есть несколько решений этой задачи, и он просто выбирает лучшее. Это очень заинтересовало Резерфорда, и он попросил молодого человека озвучить все варианты решения задачи. Новый ответ на вопрос был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, бросить барометр вниз, замеряя время его падения, а затем, используя формулу, вычислить высоту здания». Выслушав этот вариант решения поставленной задачи, Резерфорд спросил своего коллегу-преподавателя, доволен ли он таким ответом. Тот признал ответ удовлетворительным, однако он также хотел узнать иные варианты решения, ведь студент обозначил, что знает несколько ответов.

Оба попросили студента озвучить остальные варианты.

«Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, — начал студент. — Так, например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания»
Резерфорд и преподаватель удивленно переглянулись.

«Другой вариант: берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Потом, сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Есть и более сложный способ, — продолжал студент. — Нужно привязать к барометру шнурок и, раскачивая его как маятник, определить величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии». Резерфорд и преподаватель вновь удивленно переглянулись.

«Ну и наконец, — заключил студент, — данную задачу можно решить таким образом: берете барометр с собой, находите управляющего и говорите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания»».

От такого варианта решения задачи Резерфорд расхохотался… Успокоившись, он спросил студента о том, что, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Студент, улыбнувшись, признался, что знал общепринятый вариант решения этой задачи, но при этом добавил, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Этим студентом был Нильс Бор (1885 — 1962), ставший вскоре всемирно известным датским физиком-теоретиком, лауреатом Нобелевской премии по физике (1922 г.),
 

Андрей Иванов, психолог №799(2) 8 января 2014

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама