Байка на неделю

Непонятное слово

Бывает, что к психологу обращаются и по поводу того, как научиться понимать друг друга… Вопрос, казалось бы, и простой, и странный одновременно, но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. О критериях понимания можно говорить и час, и два… Немногим достаточно высказывания Лиона Фейхтвангера (1884–1958) — одного из наиболее читаемых в мире немецкоязычных писателей: «Непонимание делает из друзей врагов». Часто от психолога ждут конкретных рекомендаций к действию, и бывает, что он их дает. Но психолог не в силах изменить то, что способен изменить сам человек. По этому поводу байка недели.

Непонятное слово

Это произошло совсем-совсем недавно… Однажды третьекласснику Дениске в школе учительница дала задание выучить наизусть стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза». Дениска был мальчиком ответственным и сразу приступил к выполнению домашнего задания.

Он прочитал стихотворение несколько раз (он всегда так делал, чтобы быстрее выучить) и не понял в стихотворении одно слово. Может быть, все бы обошлось, если бы Дениска не вспомнил слова своей мамы (филолога, кстати, по образованию): «От значения даже одного слова может зависеть весь смысл фразы или стихотворения». Призадумался Дениска, вспомнив наставления мамы: «Как можно учить стихотворение, не понимая, о чем там речь?» И ответственный, старательный и любопытный Дениска отправился к отцу за тем, чтобы он объяснил ему смысл этого непонятного слова (мама, к сожалению, еще не вернулась с работы).

«Пап, а пап, — обратился Дениска к отцу, — а что такое «вторит»»? Папа Дениски был опытным технологом на крупном химическом заводе и, будучи польщенным этим вопросом сына, с важностью стал ему объяснять, расхаживая туда-сюда по комнате, что такое фторид.

Это был в чистом виде «химический» монолог: «Фторид — это соединения фтора с другими элементами. К фторидам относят как бинарные соединения (ионные фториды, соли фтористоводородной и металлов, ковалентные фториды переходных металлов в высших степенях окисления и фториды неметаллов), так и сложные неорганические соединения, например, фторангидриды кислот, комплексные фториды, гидрофториды металлов, фторированный графит».

Финалом этого монолога стала отцовская фраза: «Теперь понятно, что такое фторид?» Дениска ничего не понял, поэтому честно отрицательно помотал головой. «Как это тебе непонятно!? — воскликнул отец. — Давай попробую еще проще объяснить. Фториды — это такие химические соединения фтора с другими элементами. Выделяют простые, или бинарные…». В процессе объяснения сыну, что такое фторид, отец увидел, что глаза Дениски становятся круглыми (мама бы в таком случае, пошутив, сказала, что «глаза вылезали из орбит»). Третья и даже четвертая попытки объяснить сыну, что такое фторид, так же были безуспешными: Дениска ничего из сказанного папой не понимал. Ситуацию спасла мама, вернувшаяся с работы и в коридоре услышавшая громкий возмущенный голос мужа: «Как это тебе, сынок, непонятно??? Я уже проще простого тебе объясняю, что фториды — это такие химические соединения фтора с другими элементами…»

Мама обняла едва не расплакавшегося Дениску и спросила, что ему непонятно. Дениска рассказал маме про стихотворение, которое нужно выучить наизусть, и про непонятное ему слово «вторит».

Мама (в отличие от папы) хоть и поняла, что к чему, но все-таки переспросила сына: «То есть непонятное тебе слово «вторит» ты прочитал в стихотворении Федора Тютчева?» «Ну да, — ответил Дениска и начал декламировать то, что уже выучил наизусть:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный 

— Все вторит весело громам.

Смущенный папа, ругая начальную школу, отправился на балкон…

Андрей Иванов, психолог

№794(49) 4 декабря 2013

Комментарии


  • Поиск

  • Реклама